18 октября 2013 InoPressa
Мировые экономические условия остаются нестабильными, в Еврозоне отсутствуют признаки здорового роста ВВП, в США восстановление протекает вяло, страны, экспортирующие сырье, например, Австралия, страдают от снижения спроса со стороны Китая, а спаду на развивающихся рынках пошел уже третий год. В подобной, неопределенной среде даже небольшие изменения в монетарной политике развитых стран могут пошатнуть развивающиеся экономики. К примеру, одно только объявление в мае о том, что Федрезерв "сократит" объем своих покупок долгосрочных активов, вызвал снижение стоимости валют развивающихся рынков. Учитывая, что Федрезерв рассматривает возможность выхода из политики количественного ослабления и повышения процентных ставок в течение следующего года, мировые рынки ждут ощутимые волнения.
Мир нуждается в стратегиях, которые минимизируют грядущую волатильность. МВФ – в чьи обязанности входит поддержание стабильности платежного баланса по всему миру –должен быть той организацией, что их предоставит. МВФ стоит выступить с "заявлением о намерениях" относительно того, как он собирается остановить возможные явления дестабилизации на международных финансовых рынках, а не ждать возникновения кризиса, прежде чем вмешиваться. Центробанки все больше используют подобные заявления для оглашения монетарной политики и сдерживания рыночных ожиданий. К примеру, Федрезерв пообещал держать процентные ставки на низком уровне, по меньшей мере, до тех пор, пока уровень безработицы не упадет до 6.5% – этот поступок, надо полагать, снизил долгосрочную стоимость кредитования. Подобным образом Марк Карни, вступив в должность председателя Банка Англии, первым делом объявил о намерениях касательно краткосрочных процентных ставок. Несмотря на то, что эффективность подобных заявлений об экономике нельзя учитывать без дополнительных данных, многое указывает в их пользу.
Вероятно, наиболее красноречивым примером эффективности использования заявления о намерениях Центробанком является объявление в июле 2012 года председателя Европейского центрального банка, Марио Драги, о том, что ЕЦБ сделает "все возможное", чтобы гарантировать спасение евро. Это обещание само по себе стабилизировало ставки кредитования и значительно сократило спрэды процентных ставок в странах Еврозоны, находящихся в затруднительном положении. Веры инвесторов в то, что ЕЦБ выкупит государственный долг, если доходность по облигациям слишком сильно вырастет, было достаточно, чтобы вернуть спокойствие; действительно, с тех пор в интервенции Центробанка на вторичные рынки не было необходимости. Политический инструмент МВФ здесь - это сумма в долларах, которую он готов пообещать в качестве поддержки на случай кризиса платежного баланса. Пообещав вмешаться на уязвимые рынки в случае чрезмерной финансовой волатильности, МВФ, как крупнейший игрок, сократил бы проблемы координации среди инвесторов. Кроме того, сообщив заранее о своей готовности предоставить резервные фонды, МВФ уменьшил бы пятно позора тех стран, что обращаются к нему за помощью – пятно позора, которое привело к тому, что страны откладывают момент обращения за помощью, пока не становится слишком поздно, чтобы компенсировать внутренний политический ущерб.
Хорошая новость заключается в том, что МВФ уже проявил определенную долю заинтересованности в идее готовить заявления о намерениях. В ходе ежегодного заседания членов Центробанков в Джексон Холле, в Вайоминге, в августе, управляющий директор МВФ, Кристин Лагард, предположила, что фонд мог бы вмешаться, чтобы помочь развивающимся рынкам, находящимся в кризисе. Плохая новость состоит в том, что туманное объявление Лагард, по всей видимости, почти не повлияло на рыночные ожидания или не создало правительствам удобные условия для того, чтобы просить помощи у МВФ. Это подчеркивает фундаментальный аспект: успешные заявления о намерениях требуют, прежде всего, доверия. После того как в 2008 году рухнул американский инвестиционный банк Lehman Brothers, начался мировой финансовый кризис, последствия которого ощущаются до сих пор, страны Б20 дали твердое обещание увеличить кредитные ресурсы МВФ, чтобы позволить фонду нейтрализовать последствия кризиса. Сегодня лидеры стран Б20 снова должны использовать свое влияние на политику МВФ, на этот раз, подтолкнув его к временной политике заявлений о намерениях и еще одному этапу реформирования международной финансовой структуры.
Решение Федрезерва в сентябре отложить сокращение объемов программы количественного ослабления дало развивающимся рынкам определенную передышку, которую им стоит использовать для того, чтобы поддержать себя вопреки неизбежному развороту потоку легких денег из США. Это также возможность для МВФ сформулировать и объявить о своей политике по борьбе с волнениями на мировом финансовом рынке. Разумеется, в вопросах, которые будут обсуждаться на грядущем заседании МВФ и Всемирного банка - например, ликвидация нищеты, эффективность помощи и международное развитие - нет недостатка. Но тщетная попытка лидеров МВФ создать опережающую стратегию для борьбы с надвигающимся беспорядком на рынке может негативно отразиться на прогрессе во всех указанных сферах. Последнее, что нужно по-прежнему хрупкой мировой экономике - это еще большая неопределенность.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу