США привыкли занимать свои же деньги для пополнения «нефтегазовой кубышки» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


США привыкли занимать свои же деньги для пополнения «нефтегазовой кубышки»

«Промахи» в оценке цен на энергоносители наблюдаются на протяжении всех «тучных нулевых» - ученики Гайдара в Минфине (прежде всего, в лице трижды лучшего по мнению британских банкиров министра финансов Алексея Кудрина) целенаправленно занижают прогноз по нефти, что позволяет им хронически недофинансировать промышленность, инновации, человеческий капитал и инфраструктуру и при этом складировать деньги в нефтегазовую кубышку
6 ноября 2013 Риком-Траст | Архив Жуковский Владислав
«Промахи» в оценке цен на энергоносители наблюдаются на протяжении всех «тучных нулевых» - ученики Гайдара в Минфине (прежде всего, в лице трижды лучшего по мнению британских банкиров министра финансов Алексея Кудрина) целенаправленно занижают прогноз по нефти, что позволяет им хронически недофинансировать промышленность, инновации, человеческий капитал и инфраструктуру и при этом складировать деньги в нефтегазовую кубышку. А искусственно созданный ими же самими дефицит покрывать за счет заимствований как внутри России, так и за рубежом, привлекая для этого свои же собственные средства, предварительно изъятые из российской экономики в Резервный фонд и ФНБ и размещенные на корреспондентских счетах в американских и европейских банках.

Ежегодно от подобного рода финансовых новаций только бюджетная системы России теряет порядка 300-400 млрд. рублей. Так, в 2013г. на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга правительство потратит порядка 380 млрд. рублей, тогда как от размещения средств Резервного Фонда и ФНБ получит не более 40-50 млрд. рублей. В 2012г. на обслуживание заимствований было потрачено порядка 320-330 млрд. рублей, тогда как доходы от вложений средств резервных фондов за рубежом не превысили 40 млрд. рублей. В целом же, ежегодно экономика России теряет 1-1,2 порядка трлн. рублей на ножницах процента, т.е. десятую часть всего бюджета. А, если верить официальным данным платёжного Баланса ЦБ РФ, суммарные чистые инвестиционные убытки всех хозяйствующих субъектов составляют порядка 52-53 млрд. долл. ежегодно (т.е. 1,6-1,7 трлн. рублей или 2,8% ВВП). Это и есть чистые убытки от уплаты процентов по иностранным кредитам и займам, дивидендов иностранным инвесторам и прочих доходов финансовым спекулянтам, которые несут отечественные компании и банки в силу маломощности отечественно инвестиционно-банковской системы и отсутствия доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Дальше больше - Минфин удивляет всех своим по-сколковски инновационным подходом к бюджетной политике. На протяжении последних 3 лет Минфин умудряется наращивать заимствования не только для финансирования им же созданных бюджетных дефицитов, но и с целью пополнения резервных фондов. Минфин увеличил за последние годы внутренний и внешний госдолг на 3 трлн. Рублей, из которых 2 трлн. вернули кредиторам в США и ЕС, направив в Резервный фонд. А 1 трлн. бросили на финансирование бюджетных дефицитов. Неудивительно, что расходы на обслуживание госдолга подскочили в 3 раза за последние 3 года - с 145 до 420 млрд. рублей.

Стоит сказать, что накопление «гробовой заначки» ценой наращивания долговых заимствований и удержания на пайке экономики, инфраструктуры, науки и социальной сферы продолжится и в ближайшие три года. Согласно заложенным в бюджет на 2014г. и плановый период до 2015-2016гг. размер Резервного Фонда России вырастет с 2,8 трлн. рублей в 2014г. до 3,27 трлн. рублей в 2016г. Тогда как Фонд национального благосостояния распухнет с 2,85 до 2,93 трлн. рублей. При этом с целью финансирования дефицита бюджета при распухающих «резервных фондах» допускаются существенные заимствования. Внутренние займы в 2014г. могут составить до 808,7 млрд рублей, в 2015г. - до 1,147 трлн рублей, а в 2016г. превысят 1,24 трлн рублей. Ежегодные заимствования на внешнем рынке установлены на уровне примерно 7 млрд. долларов. Планируется, что госдолг увеличится с 12% ВВП в 2013 году до 14,3% ВВП в 2016 году – с 8,1 до 12,4 трлн. рублей.

Минфин продолжает выстраивать пирамиду долгов на ровном месте, залезая в карман рядовым гражданам, промышленникам и аграриям. И если в 1995-1998гг. в бюджете действительно не было денег (собираемость налогов упала до 33%, олигархи вывозили активы за рубеж (вывезли свыше 500 млрд. долл.), экспортная валютная выручка не поступала в страну, толлинг обескровливал бюджет, дармовая приватизация не дала никаких доходов, налоговые кредиты и льготы олигархам опустошали казну, а экономика находилась в кризисном состоянии и т.д.), то сегодня государство захлёбывается от притока нефтедолларов и не знает, на какие ещё коррупциогенные «олимпийские стройки», чемпионаты мира и саммиты АТЭС потратить 7,2 трлн. рублей, лежащих без делах у Минфина либо в американских и европейских банках (Резервный Фонд и ФНБ раздулись до 5,7 трлн. рублей), либо на депозитах в российских банках (порядка 870 млрд. рублей), либо числятся как нераспределённый остаток.

Наряду с расходами на силовой блок и на перевооружение армии это единственная растущая статья бюджетных расходов. Это бюджет финансовых спекулянтов и силовиков - в их пользу перераспределяется все большая часть национального дохода. Мы имеем дело с возвратом в лихие 1990-е - именно в 1997г., за год до дефолта и обвала пирамиды долгов в августе 1998г., Минфин под руководством команды Чубайса также объявил о пятипроцентном секвестре. Тогда всё закончилось разрушением пирамиды долгов и объявлением дефолта.

Судя по всему, ученики Гайдара хотят наступить на те же грабли и ведут страну в социально-экономическую катастрофу. И, к огромному сожалению, пока что им это удаётся. Принятый в первом чтении в Госдуме бюджет уже сегодня является нереализуемой фантастикой – все ключевые макроэкономические показатели сфальсифицированы и искажены с целью как минимизации государственных расходов на поддержку экономики и социальной сферы, так и с целью сохранения возможности изъятия якобы «незапланированных» нефтегазовых доходов в нефтегазовую кубышку и направления этих средств на модернизацию экономик США, ЕС и других экономически развитых стран.

Нефтегазовое проклятие экономики и бюджета

Согласно законопроекту, доходы бюджета на 2014г. запланированы в сумме более 13,57 трлн. рублей - это 18,5% от ВВП, на 2015г. - 14,56 трлн. (18,3% ВВП), а на 2016г. - 15,9 трлн. - также 18,3% ВВП. Расходы бюджета в 2014 году планируются в сумме 13,96 трлн. рублей (порядка 19% ВВП), в 2015г. — 15,36 трлн. (19,3% к ВВП), а в 2016г. - 16,39 трлн. рублей, что эквивалентно 18,9% ВВП. Весьма показательно, что дефицит бюджета страны в 2014г. запланирован на уровне 0,5% ВВП, в 2015г. - 1%, в 2016г. - 0,6%. Как было показано выше, в силу изначальной ошибочности базовых макроэкономических прогнозов и предпосылок крайне велика вероятность того, что все указанные в бюджете оценки окажутся недостижимой «маниловщиной», а реальный размер бюджетных поступлений и государственных расходов окажется гораздо ниже оценок Минфина.

Такой же откровенной утопией и проявлением попытки массового гипноза являются заверения чиновников о том, что якобы в предложенном бюджете Россия начинает слезать с нефтяной иглы. При том, что даже сторонники доктрины «рыночного фундаментализма» и «Вашингтонского консенсуса» вынуждены признать, что никакой модернизации экономики не происходит, страна сидит сырьевой игле (как, впрочем, и на игле внешних займов, а также на игле импортных поставок), а зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. В Минфине обещают, удельный вес нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета снизится с 8,9% ВВП в 2014г. до 7,9% ВВП в 2016г. Тогда как доля других, т.е. ненефтегазовых доходов увеличится с 9,6% ВВП в 2014г. до 10,4% в 2016г. Однако очевидно, что, во-первых, основную долю доходов федерального бюджета в 2014-2016гг. по-прежнему будут составлять доходы от уплаты таможенных пошлин, НДС и НДПИ. А во-вторых, снижение ненефтегазового дефицита бюджета будет происходить не за счёт отраслевой диверсификации промышленности и подъёма наукоёмких производства, а за счёт сокращения масштабов финансирования экономики, науки, ЖКХ, инфраструктуры и социальной сферы из федерального центра при одновременной переброске бремени социальных расходов и финансирования «майских указов» президента Путина на и без того дефицитные региональные бюджеты.

http://analytic.ricom.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter