Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Обошлись без жертв. Почему власти США пришли на помощь Fannie Mae и Freddie Mac » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Обошлись без жертв. Почему власти США пришли на помощь Fannie Mae и Freddie Mac

Стоило главе Федеральной резервной системы Бену Бернанке расслабиться и заявить об «уменьшении рисков отрицательного экономического роста», как два крупнейших ипотечных агентства — Fannie Mae и Freddie Mac — в унисон на весь рынок прокричали свое громкое «нет!». Падение акций гигантов, которые вот уже полгода, по сути, представляют собой весь вторичный рынок ипотечных облигаций, ознаменовало начало уже третьей за последний год волны финансового кризиса. На этом фоне банкротство ипотечного банка IndyMac показалось лишь досадной неприятностью
20 июля 2008
Стоило главе Федеральной резервной системы Бену Бернанке расслабиться и заявить об «уменьшении рисков отрицательного экономического роста», как два крупнейших ипотечных агентства — Fannie Mae и Freddie Mac — в унисон на весь рынок прокричали свое громкое «нет!». Падение акций гигантов, которые вот уже полгода, по сути, представляют собой весь вторичный рынок ипотечных облигаций, ознаменовало начало уже третьей за последний год волны финансового кризиса. На этом фоне банкротство ипотечного банка IndyMac показалось лишь досадной неприятностью. Ведь Fannie Mae и Freddie Mac — это не столько крупные финансовые институты США, сколько части механизма мировой экономики, в долговые бумаги которых вложены средства центробанков на общую сумму более $1 трлн. К счастью для иностранных регуляторов, минфин и ФРС США не стали вешать на других свои проблемы — представленный ими план обещает огромные потери лишь для американских налогоплательщиков. Российский министр финансов Алексей Кудрин уже поспешил заявить, что Россия в результате кризиса на финансовых рынках США «не потеряла ни цента». Но не утянут ли ипотечные агентства за собой всю американскую экономику? Экономисты не могут дать однозначного ответа на этот вопрос, учитывая, что общий долг двух компаний практически равняется госдолгу США.

Обошлись без жертв. Почему власти США пришли на помощь Fannie Mae и Freddie Mac


ТРЕТИЙ ВАЛ

Такого в США не ожидали: кризис проник в святая святых американской финансовой системы. Квазигосударственные ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac были созданы еще в 30-е гг. прошлого века с целью поднять рынок жилья в США: их задачей было выкупать ипотечные закладные у банков за счет средств, привлекаемых с помощью долговых бумаг. С начала кризиса компании работали особенно активно, беря на баланс даже самые ненадежные кредиты. В итоге их совместная доля на вторичном рынке ипотечных кредитов дошла почти до 40%: они владеют или гарантируют $5,3 трлн из выданных в США $12 трлн ипотечных кредитов.

Ликвидность такой системы обеспечивали в первую очередь иностранные инвесторы и центробанки, которые вкладывали в компании с рейтингом AAA и негласными государственными гарантиями. По данным Брэда Сетсера, специалиста независимой аналитической компании Council on Foreign Relations, у Китая в долговые бумаги двух ипотечных агентств вложено от $500 млрд до $600 млрд — это около 10% всех государственных иностранных инвестиций. Россия, по официальным данным Минфина, еще в мае держала в долговых бумагах агентств более $100 млрд, японский ЦБ доверил им около $150 млрд своих средств. В ценные бумаги двух компаний вкладывались почти все развивающиеся экономики мира, порой предпочитая их даже американским государственным облигациям. Неудивительно: с наступлением кризиса процент по госбумагам США оказался ниже, чем у ипотечных агентств. Риски инвесторов не смущали, так как агентства всегда считались слишком «государственными», чтобы им позволили утонуть. Ведь они были созданы специальным указом, имеют статус предприятий, поддерживаемых правительством, и на протяжении всей истории получали специальные привилегии и льготы, в частности по налогам. Правда, еще в 1960-х гг. компании были акционированы и существовали на средства иностранных и американских акционеров с Уолл-стрит, но вера приобретателей долговых бумаг в поддержку властей в случае форс-мажора была (и остается) практически безграничной.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ

Гроза разразилась в начале июля, когда убытки обоих ипотечных агентств превысили $11 млрд. Несмотря на то что за год капитализация Fannie снизилась на 76%, а Freddie — на 83%, оказалось, что до дна еще далеко: с 8 по 15 июля акции Fannie упали с $18 до $7, Freddie — с $13 до $5. Поэтому министру финансов США Генри Полсону, за неделю до этого заявлявшему, что правительство не будет заниматься спасением агентств, пришлось изменить свою точку зрения.

Трехступенчатый план спасения, разработанный американским минфином совместно с ФРС, вызвал бурные обсуждения среди экономистов США. Размер кредитных линий для Fannie Mae и Freddie Mac было решено повысить с $2,25 млрд — объема, установленного конгрессом США еще 40 лет назад, когда долг Fannie составлял всего лишь $15 млрд. Впрочем, новый объем средств, которые агентства смогут получать из сокровищницы США, еще не уточнен. Кроме того, минфину дали разрешение на покупку неограниченного количества акций агентств. И наконец, агентства смогут кредитоваться напрямую у ФРС по учетной ставке 2,25%, что сейчас разрешено исключительно коммерческим и инвестиционным банкам.

Выбор у финансовых властей США непростой: надо спасать уходящую в пике экономику, справляться с падением на фондовых рынках и удерживать инфляцию. При этом ударить в грязь лицом перед своими коллегами из других стран здесь тоже хотят меньше всего. По заверениям американских властей, держатели долговых бумаг и бумаг, обеспеченных ипотечными закладными, то есть в первую очередь центробанки и пенсионные фонды, не пострадают. Иностранные инвесторы в это верят: на прошлой неделе Freddie Mac удалось очень успешно разместить краткосрочные бонды на $3 млрд. Причем доля иностранных инвесторов в общем количестве покупателей достигла 61%. Единственным государством, которое на данный момент заявило о том, что больше не собирается пока наращивать свою долю в долговых бумагах агентств, стал Кувейт. Такие новости подбодрили и акционеров: к концу четверга акции Fannie выросли на 63% по сравнению с тем дном, которого они достигли 11 июля, а Freddie — и вовсе поднялись на 114%.

Так что у американской экономики еще есть хорошие шансы выйти из положения, не теряя лица. «Даже при самом худшем раскладе, если цены на недвижимость упадут еще на 30%, это принесет банкам максимум $200 млрд потерь. В лучшем же случае потери банков в ближайший год составят еще только $70 млрд», — уверена аналитик Morgan Stanley Бетси Грасек. Это немного по сравнению с майскими прогнозами Fitch, по которым рынок должен был лишиться минимум $400-500 млрд. Бюджетные затраты американской экономики от плана по спасению агентств тоже будут не такими большими, как кажется. «Если распределить потери на несколько лет, то они не будут превышать $100 млрд в год, а это меньше, чем удар, нанесенный программой по возврату налоговых выплат, реализованной американским правительством в мае этого года», — подсчитали аналитики Morgan Stanley.

Так что для иностранных инвесторов все может ограничиться небольшим испугом. Даже сегодняшние рейтинги для государственных облигаций США (ААА) в связи с кризисом ипотечного рынка вряд ли понизятся. То, что с учетом выплаты долга Fannie и Freddie отношение госдолга США к ВВП поднимется с 37 до 67%, рейтинговые агентства пока не смущает: когда они снижали свою оценку японских бумаг, соотношение долг/ВВП в стране было 134%.

РОССИЯ ПРИ СВОИХ

После того как Moody's на прошлой неделе повысило суверенный рейтинг России, фондовый рынок закрылся в плюсе, успокоенный и местными, и заокеанскими новостями. Помимо обещаний не бросать ипотечные агентства на произвол судьбы регуляторы США подстраховались, введя ограничения на открытие коротких позиций по акциям финансовых компаний. Это снизило вероятность спекулятивного снижения их котировок.

«Конечно, в связи с проблемами на американском рынке в III квартале Россия может ощутить сокращение притока капитала, но это будет временным явлением», — уверен главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Впоследствии, даже если цена на нефть снизится, Россия все равно останется очень привлекательным рынком. Правда, пока инвесторы бегут не в сторону российской тихой гавани. Как отмечает аналитик компании «Атон» Инга Фокша, «негатив может заключаться в том, что спекулянты-»медведи«уже переносят свои позиции на рынок производных, опционов и свопов, а этот рынок гораздо труднее стабилизировать, чем фондовый, и объемы его в несколько раз превышают капитализацию всей Нью-Йоркской фондовой биржи».

Татьяна Сейранян