Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ЕС следует рискнуть, чтобы положить конец неопределенности в Восточной Европе » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ЕС следует рискнуть, чтобы положить конец неопределенности в Восточной Европе

Запланированная встреча президента России Владимира Путина и лидеров Европейского Союза в Брюсселе, вероятно, станет наиболее прохладной за последние 20 лет: ведь эти две стороны не могут прийти к согласию в отношении событий в Украине.
27 января 2014
Однако украинский кризис может послужить напоминанием о более широких разногласиях, которые влияют на шесть стран Восточной Европы и южного Кавказа, включенных ЕС в так называемую программу Восточного партнерства. Эти государства создают буфер между ЕС и Россией и пребывают в куда худшей ситуации, нежели остальная Европа, с точки зрения бедности и вероятности возникновения конфликта.

Стремление России к гегемонии, конечно же, представляют собой существенную проблему для этой группы, в состав которой входят Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Однако их собственные силы принять решение в отношении стратегического направления движения и следовать ему представляют еще большую проблему.

Хорошие новости заключаются в том, что Грузия и Молдова сейчас выбрали про-европейский путь, инициировав соглашения, от подписания которых президент Украины Виктор Янукович отказался в ноябре минувшего года. Для ЕС вопрос заключается в том, собирается ли блок оказывать определенное влияние на ход развития своих восточных соседей. Если это так, то ЕС требуется оказывать более внятную поддержку того выбора, который сделали две их этих стран.

ЕС учредил проект Восточного партнерства для предоставления некоторых преимуществ интеграции в ЕС заинтересованным странам, ранее входившим в СССР, без перспективы окончательного вступления в состав блока. Грузия и Молдова показали наилучшие результаты при выполнении требований, и в Вильнюсе с ними было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, начав переговоры по торговому договору, который обещает для них перспективу привилегированного доступа на единый европейский рынок.

Россия, которая прибегла к угрозам, чтобы не допустить подписания Арменией и Украиной аналогичных договоренностей, сейчас начинает «давить» на Молдову для того, чтобы не допустить подписания этой страной торгового соглашения с ЕС. В ответ на это некоторые комментаторы и политики в США и ЕС призывают Европу стать более «геополитической» и противостоять России. Это было бы ошибкой. Путин - не Брежнев, и его проект по созданию Евразийской альтернативы ЕС имеет мало общего с интригами в Советском Союзе. Но если речь идет санкциях, торговых эмбарго или повышении цен на энергоносители в качестве политического оружия, победа в любом случае будет за Россией. Например, в Молдове Россия может увеличить цену на газ и манипулировать местной Коммунистической партией и сепаратистами в Приднестровье для достижения собственных целей.

Кроме того, было бы необоснованным заявить, что люди в этих странах отвергают участие России. Сотни тысяч работников-иммигрантов и натурализованных граждан все еще проживают в Российской Федерации. Многие грузины, молдаване или украинцы хотят интеграции с ЕС, но не за счет разрыва расширенных экономических и культурных связей с Россией.

Например, многие грузины приветствовали то изменение в отношениях, которое наступило после избрания правительства в 2012 году и ухода с поста ненавистного Москве бывшего президента Михаила Саакашвили. Грузинское вино и сельскохозяйственная продукция вновь появились на российском рынке после семилетнего отсутствия, а культурные связи также постепенно восстанавливаются. Дипломатические отношения остаются прохладными по причине конфликта в отношении территорий в Абхазии и Южной Осетии; однако Европе следует поддерживать это постепенное сближение, которое благотворно сказывается на всем кавказском регионе.

ЕС также не нужно ужесточать (или смягчать) свой тон в переговорах с Россией по Грузии и Молдове. Следует оставить риторические заявления россиянам, работать с Путиным в зависимости от ситуации и стать чуть умнее для того, чтобы выиграть спор о европейской интеграции. А выиграть его будет совсем непросто.

Наибольшей угрозой для европейского будущего Грузии является не российская армия, а внутренний лагерь сторонников изоляции, который поддерживается большинством из православной церкви и рассматривает Европу как синоним упадка и гомосексуализма. ЕС необходимо ответить на это, более четко заявив, за что выступает блок. У него есть отличный «товар на продажу», а именно мирная интеграция 28 европейских стран, хотя это достижение зачастую нивелируется техническим жаргоном. Если официальные лица из ЕС сумеют доступно объяснить преимущества зоны свободной торговли компаниям в соответствующих регионах, включая и многочисленные российские компании, которые работают на этих рынках, задача будет наполовину выполнена.

Пакет предложений от ЕС в пользу Грузии и Молдовы состоит из трех пунктов: денежные средства, мобильность и рынки. Каждое из этих понятий должно стать более вещественным. Это означает ускорение процедуры получения визы для обеспечения более простого доступа граждан Грузии и Молдовы в ЕС. Это также означает дополнительную техническую помощь для упрощения перехода к новым требованиям, предъявляемым ЕС к фермерам и бизнесменам по мере того, как две страны будут двигаться в сторону присоединения к зоне свободной торговли.

Со стороны как ЕС, так и элиты в Грузии и Молдавии (а также, возможно, и будущей Украины) потребуется немало смелости для того, чтобы решить все процедурные вопросы и вывести регион из вечной неопределенности. В это отношении ЕС может сделать еще одно предложение, способное существенно изменить ситуацию: пообещает вступление в блок, как это было успешно проведено в Центральной Европе и на Балканах.

Страны бывшего СССР серьезно отстают от стандартов ЕС, потому у нынешних членов блока мало причин для опасений. После обещания предоставить членство Грузия и Молдова займут место в конце очереди после таких стран, как Сербия и Турция. Однако даже такое долгосрочное обязательство изменит стратегическое равновесие, позволив грузинам, молдаванам, украинцам и другим народам региона надеяться на европейское будущее.