31 января 2014 Bloomberg
В отличие от них, финансовое положение России является предметом зависти многих развитых стран. В основном благодаря экспорту энергоносителей, страна получает больше, чем она инвестирует и тратит на внутреннем рынке, потому для того, чтобы свести концы с концами, ей не требуется прибегать к помощи иностранных кредитов. Совокупный государственный долг составляет лишь 14% годового объема выпуска промышленной продукции. Кроме того, в стране также имеется стабилизационный фонд объемом в примерно 90 миллиардов долларов для компенсации возможного падения цен на нефть. Недавний спад курса рубля, с 1 января составивший порядка 5% по отношению к доллару, фактически может иметь некоторые выгоды, стимулируя маржу прибыли экспортеров и помогая местным производителям конкурировать с импортными товарами.
Так что же в этом плохого? А то, что пределы управления экономикой России в значительной степени зависят от ее президента Владимира Путина, нахождение при власти которого оказывается достаточно дорогим удовольствием как с монетарной, так и с гуманитарной точки зрения. Достаточно лишь вспомнить о 50 миллиардах долларов, которые были потрачены на Олимпиаду в Сочи; при этом большая часть из этих средств, считают политологи, перейдет к ближайшим союзникам Путина. Ограничения свободы слова и проведения собраний помогают властям, между тем, подавлять масштабное протестное движение среди среднего класса.
Справедливая конкуренция и верховенство права, настолько важные для экономического развития, просто не могут существовать в стране, всецело зависящей от единственного лидера. Предпринимателям практически не осталось стимулов что-то создавать; неудивительно, что количество активных индивидуальных предпринимателей в России сократилось на 14% за последние два года.
В результате образовалась экономика, в которой доминируют гигантские медленно растущие государственные компании, а правительство зависит от доходов от продажи газа и нефти для сохранения того уровня расходов, который требуется для осуществления выплат армии, государственным служащим и пенсионерам. Как ожидается, в этом году рост экономики России после приведения к уровню инфляции составит лишь около 2%, по сравнению с почти 7% в десятилетие перед финансовым кризисом. По расчетам консалтинговой компании Macro Advisory, правительству потребуется уровень цен на нефть свыше 108 долларов за баррель для того, чтобы сбалансировать бюджет в ближайшие несколько лет.
Однако даже это ещё не гарантирует долгосрочной устойчивости. В случае, если затянувшийся спад цен на энергоносители приведет к опустошению стабилизационного фонда в России и вынудит правительство пойти на меры жесткой экономии, протестное движение может быстро выйти из-под контроля. С учетом жесткого контроля Кремля за избирательной системой единственным путем передачи власти станет революция, в ходе которой у руля страны может оказаться лидер менее благоприятный для запада, чем Путин.
Политика имеет экономические последствия и наоборот. В случае, если расширение нестабильности на развивающихся рынках приведет к тому, что инвесторы и лидеры России наконец начнут обращать внимание на состояние экономики, это может сослужить им неплохую службу.
http://www.bloomberg.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
