Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай - «Звезда Cмерти» развивающихся рынков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай - «Звезда Cмерти» развивающихся рынков

В любом списке ожидаемых банкротств Китай уверенно занимает первое место. Но может ли банкротство в этой экономике потянуть вниз весь мир? Абсолютно, считает Шарлин Чу, которая до недавнего времени занимала пост главного аналитика Fitch в Пекине.
6 февраля 2014
Чу бесстрашно вошла в зону, в который Китай активно пытается сохранять конфиденциальность: речь идет об огромной системе теневой банковской деятельности в стране. Сейчас Чу работает в частной компании, которая не зависит от правительственных данных, потому может говорить абсолютно откровенно.

«Банковский сектор за пять лет расширился с 14 триллионов долларов до 15, - заявила Чу, которая теперь работает в Autonomous Research, в своем интервью. - Теперь колоссальных проблем в Китае уже не избежать». Более того, по словам аналитика, Китай может вызвать глобальный кризис.

Проблемы в Греции продолжают держать мир в напряжении, но ее экономика объемом 249 миллиардов долларов - это лишь погрешность измерения по сравнению с китайским монстром в 8,2 триллиона долларов. Например, в декабре 2005 года Китай объявил, что объемы выпуска промышленной продукции в стране неожиданно возросли на 285 миллиардов долларов. Иными словами, в Китае внезапно нашелся экономический потенциал, который больше всей экономики Сингапура, и о котором не имели понятия специалисты по статистике в Пекине. Сегодня же, говоря проще, кризис в Китае создаст такой импульс, что банкротство Lehman Brothers в 2008 году покажется лишь коррекцией рынка.

Кризис такого типа, который, по словам Чу, возможен в Китае, положит конец восстановлению в Японии, обрушит экономики от Южной Кореи до Вьетнама, обвалит акции и цены на сырье во всем мире, вынудит Федеральную резервную систему прекратить сокращение программы выкупа активов и заставит провести целый ряд брифингов по национальной безопасности в Вашингтоне. Конечно же можно постоянно думать о Турции и Аргентине, но настоящей переменной является вторая по величине экономика мира.

Билл Гросс так охарактеризовал финансовую систему Китая в своем интервью от 4 февраля: «Никто не знает, что там происходит на самом деле, и в этом вся суть. Потому нас ожидает очередной коллапс, которое случится по мере нарастания потенциальных проблем в Китае и других развивающихся странах».

Комментарии Гросса тут же разобрали на цитаты, как и заявление управляющего хеджевого фонда Джима Чаноса, который назвал Китай «бегущим в ад» с его экономическим ростом за счет рынка недвижимости. В словах Гросса и Чаноса есть беспокоящий элемент истины, которую не могут осознать даже наиболее мудрые наблюдатели за Китаем, включая саму Чу. Китай делает все, что может, для того, чтобы не допустить утечки информации как внутри страны, так и за ее пределами, ревниво охраняя связи Коммунистической партии с брокерами, теневой банковской деятельностью и государственными предприятиями, которые стимулируют коррупцию и тормозят реформы.

О том, что экономический рост в Китае может замедлиться до 7,4: в этом году, что приводится как доказательство реструктуризации экономики председателем Си Цзиньпином, уже написано немало. Однако если бы Си действительно занимался бы переворотом китайской модели развития, которая сильно зависит от инвестиций и экспорта, темпы экономического роста составили бы скорее 5%, а не 7%. Поскольку такое замедление роста может создать социальную нестабильность, Китай продолжает держать ногу на педали газа. Чем выше экономический рост в Китае, тем меньше степень преобразований в экономике страны. И чем дольше экономический рост будет оставаться в пределах 7 % в год, тем больше будет избыточного кредитования и заимствования. Иными словами, система теневой банковской деятельности все еще растет.

В данном случае проблемой и соединительным элементом, который объединяет опасения Чу и страхи Гросса и Чаноса, является то, что чем дольше Китай будет откладывать день расплаты, тем более болезненной она будет. Как экономика Китай очевидно слишком велик, чтобы дать ему обанкротиться. Но фактически вопрос заключается в том, окажется ли его непрозрачная банковская система слишком большой для того, чтобы ее спасать.

Китаю не удалось избежать глобального кризиса в 2008 году; он лишь отсрочил свои мучения. Он изолировал себя путем открытия кредитных шлюзов и разрешения банкам принимать иностранные кредиты в немыслимых количествах, при этом такие кредиты в основном выдавались в долларах США. Для некоторых Китай повторяет кредитный взрыв в Японии в 1980-х годах. Для других он выглядит скорее как кризис, поразивший Индонезию, Корею и Таиланд в 1997 году. Но что, если это ни то, ни другое? Мы можем стать свидетелями кризиса, равного по величине которому мы никогда не видели.