1. Согласно подведенным Росстатом накануне Женского дня финансовым результатах деятельности организаций в 2013, эти результаты (без учета субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в реальном выражении оказались на 20% ниже прошлогодних, и вообще самыми низкими с поправкой на инфляцию после 2004 года.
Абсолютным чемпионом по падению прибыли стала обрабатывающая промышленность, где финансовый результат в сопоставимых ценах снизился на 36%. Худшие в процентом отношении результаты показали село, лес, охота и рыбалка (снижение реальной прибыли вдвое), а также операции с недвижимостью и услуги, заработавшие лишь четверть прошлогодней прибыли. Менее 30% от прошлогодней прибыли заработал в реальном выражении и железнодорожный транспорт, закончивший год с убытками, и, следовательно, выживающий лишь благодаря государственным субсидиям.
Общей макроэкономической причиной снижения прибыли стал продолжавшийся в прошлом году опережающий рост реальных зарплат, ведомый двузначными темпами роста зарплат бюджетников, на фоне остановившегося практически во всех секторах, кроме финансового, роста добавленной стоимости (ВВП), а также умеренный внешний спрос на тоннажную продукцию российского экспорта.
2. Как следствие, прошлый год закончился со значительным, в 2.3 раза выросшим дефицитом консолидированных бюджетов субъектов федерации (до 642 млрд. руб. против 279 в 2012), для которых прибыль является одним из главных элементов базы налогообложения. Реальный, с поправкой на дефлятор конечных внутренних покупок, сбор налога на прибыль в региональные бюджеты снизился почти на 19%. Это падение было отчасти компенсировано главным источником доходов субфедеральных бюджетов – налогом на доходы физлиц, однако его рост (на 4.3% в реальном выражении), так же, как и быстрым ростом считающихся наиболее перспективным источником пополнения этих бюджетов имущественных налогов (на 7.3% в реальном выражении). Но в целом этого оказалось недостаточно, и налоговые доходы регионов реально снизились (на 3.7%).
В то же время текущие расходы выросли, хотя и незначительно (на 0.3% в реальном счете), главным образом, за счет расходов на содержание бюджетных учреждений – школ, больниц, дорог и проч., (реально - на 2.5%), являющих, по сути, мандатными (неснижаемыми). Ответом региональных бюджетов стало значительное – на 8.5% в реальном выражении снижении инвестиций. Однако этого оказалось не достаточно, чтобы избежать кратного роста дефицита. Он был примерно на треть профинансирован за счет имевшихся средств на счетах и продажи активов, а на остальные 2/3 займами. Прирост обязательств регионов составил 403 млрд. руб., увеличившись вдвое против прошлого года.
В целом сальдо консолидированного бюджета (включая внебюджетные социальные госфонды) сдвинулось в минувшем году на 1.1 трлн. руб. – от профицита 260 млрд. в 2012 году к дефициту 848.7 млрд. в 2013 – что составляет 1.7% ВВП. Такой крупный сдвиг бюджетного сальдо (фискальный стимул) российская экономика получала лишь однажды – в кризисном 2009-м. Тогда он был уместен, но на сей раз, будучи процикличным – примененном в состоянии полной занятости – привел лишь к дополнительному инфляционному разогреву. В целом можно сказать, что экономика России, подобно экономике СССР конца 80-х, встретила 2014 год в состоянии, разбалансированном непомерными бюджетными тратами, ростом зарплат и социальными обязательствами, рассчитанными на постоянный рост нефтяных цен. В его отсутствие эта разбалансированность в дальнейшем будет лишь ухудшаться.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба