Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
В условиях борьбы капитализмов миру нужно брать пример с Европы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

В условиях борьбы капитализмов миру нужно брать пример с Европы

Пока мир мечется, обуреваемый то жадностью, то страхом, пришло время Европе выйти на первый план. Если сравнивать регионы с инвестициями на фондовом рынке, США были бы активным технологичным сектором, Азия - сектором взрывного роста, а Европа на их фоне выглядела бы как защищенные акции коммунального сектора, которые приносят щедрые социальные дивиденды. Похоже, мы достигли той точки цикла на фондовых рынках, когда бездействие - в порядке вещей. Возможно, именно этим объясняется сила евро и то, почему Уоррен Баффет, легендарный американский инвестор, рыщет по Европе в поисках выгодных вложений
31 июля 2008 Архив
Пока мир мечется, обуреваемый то жадностью, то страхом, пришло время Европе выйти на первый план. Если сравнивать регионы с инвестициями на фондовом рынке, США были бы активным технологичным сектором, Азия - сектором взрывного роста, а Европа на их фоне выглядела бы как защищенные акции коммунального сектора, которые приносят щедрые социальные дивиденды. Похоже, мы достигли той точки цикла на фондовых рынках, когда бездействие - в порядке вещей. Возможно, именно этим объясняется сила евро и то, почему Уоррен Баффет, легендарный американский инвестор, рыщет по Европе в поисках выгодных вложений. Однако Жан-Филипп Коти, бывший главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития предостерегает, что, возможно, мы столкнулись с нестандартным экономическим циклом. Самое пугающее в сложившейся ситуации - это то, что в то время как цены на сырье увеличиваются, спрос в США и Европе снижается. Означает ли это, что в мировой борьбе за ресурсы временно меняется баланс между спросом и предложением? Наступают времена более жесткой конкуренции? Или Европа - единственный игрок-вегетарианец, окруженный странами-хищниками?

Именно к такому выводу приходит французский кружок экономистов в своей последней книге Война капиталистических стран, где они подводят итоги конференции, прошедшей в провинции Экс-ан-Прованс в прошлом году. Авторы утверждают, что англо-американский капитализм, проповедующий философию маленького государства, минимального контроля и рынка капиталов построен на заблуждении, что подтвердилось кризисом кредитования, который начался в Америке и затем распространился по всему миру. Возможно, мировые финансовые рынки подтолкнули многие страны к повторению англо-американского поведения в плане обращения особого внимания на акционерную стоимость. Что удивительно, авторы считают, будто некоторые формы капитализма становятся более гибкими, а другие - более могущественными. Они отмечают различия в формах государственного капитализма, развивающегося в Китае, России, на Ближнем Востоке и в Южной Америке, а также изменения в семейном капитализме и частном акционерном капитале.

В принципе, существование разных форм капитализма - это естественно. В конце концов, сама его сущность заключается в разнородности. Однако авторы опасаются, что на практике глобализация вызовет столкновение капитализмов (вспомните о шумихе вокруг государственных инвестиционных фондов). Каждая форма капитализма изо всех сил пытается доказать свое превосходство над другими, и этот процесс очень похож на естественный отбор, только экономический. У этого предположения много недостатков, обсуждением которых и занимались участники конференции. Прежде всего, возникает вопрос: верно ли то, что существует более одной формы капитализма? Понятно, что для эффективного и разумного использования ресурсов, честной конкурентной борьбы и адекватной реакции на общемировые проблемы, например, глобальное изменение климата, требуются новые правила игры. Беспокойство вызывают некоторые надгосударственные органы, которые навязывают взаимодействие. Большинство многопрофильных организаций, по сути, являются случайно возникшими сборищами людей, действующими не совсем на законных основаниях в развивающемся мире.

Многие в Европе опасаются, что они еще больше усилят уязвимость отдельных стран в условиях разгорающихся конфликтов. Европейский Союз создан для поддержания экономического мира. Он отказался от использования оружия в военных целях. Такое поведение кажется наивным в условиях либерализации торговли, жесткой конкуренции и валютной политики. По словам Юбера Ведрина, бывшего министра иностранных дел Франции, Европа вполне может стать "козлом отпущения в глобальной деревне". Однако если бы она правильно выстроила свои военные силы, то могла бы самостоятельно устанавливать новые экономические порядки. ЕС, в состав которого входит 27 стран, представляет собой крупнейшую мировую экономику благодаря постоянному расширению и силе евро. Также он является самым большим единым торговым блоком в мире, устанавливающим многие фактические регулирующие стандарты.

Согласно исследовательскому центру McKinsey Global Institute, капиталистические рынки Европы уже переросли рынок США, даже если добавить к нему некоторые страны, не входящие в состав ЕС, например, Швейцарию, Россию и Норвегию. Европейские предприятия тоже потрудились на славу, чтобы отвоевать себе место под солнцем. Недавние исследования показали, что многие компании в Европе гораздо успешнее продвигаются вверх по цепочке создания добавленной стоимости по сравнению с конкурентами из США и Японии. Как показал анализ научно-исследовательского института Bruegel, за последнее десятилетие европейские предприятия сохранили свою долю общей рыночной капитализации в рейтинге Fortune 500 мировых компаний. Если доля американских компаний упала с 57% до 38%, то организации Европы устойчиво держатся на 32%. Нет смысла отрицать, что Европа переживает серьезные трудности. Сможет ли ЕС разумно использовать свою раздробленную экономическую власть в случае опасности, особенно после того, как Ирландия отказалась от ратификации Лиссабонского договора? Что поможет Европе перестать бездумно тратить человеческие и капитальные ресурсы? Сможет ли она создать передовую "экосистему", которая позволит сократить технологическую пропасть с США?

Пожалуй, самая крупная проблема Европа заключается в том, что она не может позволить себе сохранить "государства всеобщего благосостояния" в мире, где царит необычайно высокая конкуренция. Единственный ответ на все перечисленные вопросы звучит так: не нужно терять надежды! Как писал историк Тони Юдт, большинство европейских "государств всеобщего благоденствия" были созданы не витающими в облаках социалистическими мечтателями, а, скорее, расчетливыми консервативными реалистами, которые понимали, что Европа не переживет участия в очередной войне. Их назначение заключалось в снятии социального напряжения, порождающего агрессивный национализм. Европейская модель - это третейский суд между капиталистическими победителями и проигравшими. В результате Европе легко разогнаться, но сложно затормозить. Это существенный недостаток, если едешь по прямой, но большой плюс при маневрировании на поворотах. Вот почему миру, который сейчас участвует в такой бешеной гонке, будет полезно взять пример с Европы. ЕС, который, как было кем-то точно подмечено, находится в "состоянии постоянного отрицания", довольно успешно налаживает отношения между ранее воевавшими странами. В условиях единого рынка и общей европейской валюты слоган "единство в разнообразии" приобретает особое значение. Иначе говоря, если мир не станет брать пример с Европы, она обречена на гибель. Если же он станет на нее похож, от этого все только выиграют.

По материалам The Financial Times

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу