Осторожно, корреляции набрали ход!
Корреляции? Что за корреляции?
Корреляция между финансовыми активами и валютными парами обычны и всем известны, но необходимо подчеркнуть, что если корреляция какое то время колеблется в определённом диапазоне, это не означает, что она там будет находиться вечно. Как всегда, при изменении перспектив мировой экономики, финансовые рынки, в частности рынки валют, претерпевают изменения. Привычные взаимосвязи между аппетитами к риску и желанием спрятаться в защитном активе нарушаются, когда инвесторы пытаются приспособиться к новой реальности. Становится чрезвычайно трудно отследить зависимости внутри рынка: охота за высокими доходностями (при эквивалентной терпимости к риску) ведут к росту высокодоходных валют и активов с одной стороны, и напротив, когда паника накрывает финансовые рынки, и инвесторы закрывают свои рисковые позиции от страха получить убытки или чтобы высвободить ликвидность. Чем сильнее драйвер в какую либо сторону, тем значительнее коррекция.
Сейчас рынки находятся именно в таком подвешенном состоянии: очевидно, что восстановление мировой экономики застопорилось, инфляционные страхи постепенно затихают, также как и разговоры о необходимости ужесточения денежной политики. Тогда как дебаты о том, понадобится ли США, равно как и Великобритании с Японией, дальнейшее стимулирование, получили новую жизнь: хотя Федрезерв и отрицает возможность расширения QE2 после его завершения в июне, эксперты продолжают наперебой обсуждать преимущества дальнейшего монетарного смягчения.
Неопределённая ситуация вокруг Греции также добавляет нервозности: после того как агентство Moody’s понизило рейтинг долговых бумаг страны сразу на три ступени, осталось мало надежд, что так называемая “тройка спасения” – Европейский Союз, МВФ и ЕЦБ – при помощи нового плана предотвратят реструктуризацию греческих долгов.
Стратеги банка BNP Paribas вывели изящную теорию: они подсчитали, что доллар “счастлив”, когда финансовый мир чувствует себя очень хорошо или очень плохо, но не в промежуточном состоянии. Когда миру “хорошо”, доллар получает поддержку от сильного роста американской экономики и высоких ставок, а когда миру “плохо”, соответственно, аппетит к риску падает и американские инвесторы начинают возвращать свои капиталы домой.
Сейчас пришло время беспокоиться о состоянии здоровья экономики, пишут специалисты Societe Generale. По их мнению, трейдеры стали в большей степени поддаваться стадному инстинкту, что незамедлительно отразилось на корреляции активов. И хотя она ещё не приблизилась к пикам 2008 (банковский кризис) и 2010 гг. (долговой кризис в Греции), невооружённым взглядом можно увидеть разворот и усиление парадигмы риск/вне риска. Вероятнее всего, причина – ситуация вокруг долгового кризиса в Греции и риск распространения финансовой “заразы” в других странах Европы.
Вот что пишут стратеги Societe Generale:
Вероятность распространения долгового кризиса изменяет корреляцию по нескольким причинам. В значительной степени иссякают источники ликвидности, а оставшиеся потоки часто регулируются крупными спекулянтами, торгующими по стратегии риск/вне риска. Так называемые стратегии относительной стоимости остаются вне игры, а спекулянтам безразлично чем торговать.
На графике 7 показана 20-месячная корреляция по недельному закрытию случайно выбранных пар или активов. Комментариев не нужно: два пика кризиса ликвидности 2008 года и суверенного долгового кризиса 2010 года легко распознаваемы. После ослабления корреляции в первом квартале 2011 г., признаки кризисных явлений материализуются.
* “Slope” на рисунке, очевидно, кривая доходностей облигаций.