Китай не будет платить аванс на строительство газопровода «Сила Сибири»
Газпром выпустил еврооблигации на сумму 700 миллионов долларов
Газопровод «Алтай» столкнулся с проблемой финансирования
Число газпромовских контрактов на продажу трубопроводного газа в Китай продолжает расти. Так, один был подписан в мае, меморандум по поставкам газа с подписанием следующего договора прошёл 9 ноября, и не исключено заключение и третьего. Интересно то, что на самом деле они не несут большого смысла.
В мае этого года, наконец, был подписан контракт на поставку газа Китаю по газопроводу «Сила Сибири». Начало эксплуатации трубопровода было запланировано на конец 2018 года. В сентябре руководитель старшего звена Газпрома проговорился, что запуск может быть отложен до 2020 года, после чего он быстро покинул компанию.
Вчера глава Газпрома Алексей Миллер официально заявил, что Китай не будет платить аванс по договору в размере 25 миллиардов долларов США. Согласно «Ведомостям», Газпром не был готов снизить контрактную цену, чтобы получить предоплату. Возможно, компания намерена попросить у китайской стороны коммерческий кредит, хотя пока переговоров на эту тему не было.
Трудно понять, почему китайские банки могут согласиться предоставить Газпрому миллиарды в виде необеспеченного кредита, если они даже не хотят дать деньги на приемлемых условиях в счёт будущих поставок газа (этот вариант гораздо менее рискованный).
Также очень любопытен тот факт, что Китай не желает финансировать газовый проект, который важен для них не меньше, чем для россиян. Как будто Китай не верит, что проект не сможет быть успешно реализован без участия независимых производителей газа, таких как Роснефть.
Всё это создаёт для Газпрома проблему финансирования: если компания не найдет деньги, задержки с началом запуска и высокие затраты практически неизбежны. Эта компания, в отличие от Роснефти, не просила правительство помочь с финансированием инфраструктуры из Фонда национального благосостояния (ФНБ). И даже если Газпром сделает это сейчас, то вряд ли получит достаточно средств, учитывая длинную очередь из проектов, соответствующих установленным требованиям, и ограниченные средства.
Для Газпрома международный рынок капитала, можно сказать, только-только открылся. Недавно Газпром разместил евробонды на 700 миллионов долларов со сроком обращения один год. Ставка купона по этим бумагам составляет 4,45 процента относительно семилетнего размещения под 3,6 процента годовых, когда по итогам февральского размещения в 2014 году компания смогла привлечь 750 миллионов евро. Пока рынки капитала вновь не откроются для российских компаний, это «мероприятие» будет слишком дорогим и недостаточным по срокам для своевременной реализации таких проектов как «Сила Сибири».
Поскольку у компании не было особых сложностей с контрактом на поставку газа из Восточная Сибири в Китай («Сила Сибири»), Газпром решил запустить ещё один проект по Китаю. 9 ноября Газпром и CNPC подписали меморандум о газопроводе «Алтай».
Газопровод «Алтай» должен соединить действующие месторождения в Западной Сибири с восточно-западным трубопроводом в Китае. Согласно «Ведомости», главный исполнительный директор Газпрома Алексей Миллер сказал, что первые поставки по этому маршруту будут осуществлены в 2019 году и данный проект станет приоритетным для Газпрома.
Уже на протяжении почти десяти лет ведутся переговоры по алтайскому проекту: они то прекращаются, то возобновляются. Маловероятно, что проект как-то продвинится дальше, если только Газпром не предложит минимальную цену на свой газ, чтобы обойти центральноазиатских производителей, поставляющих продукт по тому же маршруту.
Во всём этом мало смысла. Сейчас Газпром продаёт свой западносибирский газ Европе с хорошей скидкой через существующие и только что построенные («Северный поток») газопроводы. И чей газ пойдёт по «Южному потоку», который пока ещё находится в стадии строительства?
Финансирование строительства газопровода «Алтай» стоит под большим вопросом. Если Китай решит не помогать с финансированием строительства трубопровода по предпочтительному Восточному маршруту, каковы шансы, что он даст деньги для менее предпочтительного Западного маршрута, представленного трубопроводом «Алтай» или для нового проекта – третьего трубопровода, идущего с Дальнего Востока в Китай (который Газпром планирует построить вместо завода по сжижению природного газа, обеспечивающего диверсификацию)?
На фоне падения цен на нефть и газ, снижение курса рубля и ограниченного доступа к финансированию, Газпрому, вероятно, потребуется пересмотреть свой длинный список высокозатратных проектов, стоимость которых: 50 миллиардов долларов на «Южный поток», 55 миллиардов на «Силу Сибири» и 14 миллиардов на новый «Алтай».
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу