19 февраля 2015 InoPressa
Последние пять лет европейские политики, не заручившись явным одобрением своего электората, увлеклись политиками, ориентированными на фискальную консолидацию и структурные реформы - не удивительно, что теперь им приходится пожинать горькие плоды социального недовольства, не только в Средиземноморской периферии и в Ирландии, но и в странах, формирующих "костяк" Европейского Союза, например, во Франции. Если европейские лидеры не пересмотрят свой подход, победа радикально настроенной Сиризы в Греции окажется лишь первым шагом на пути к социальной фрагментации и политической дестабилизации Европы. Есть и другой путь - в сторону реального и эффективного, выгодного для всех переориентирования европейской экономической стратегии. Конечно, без фискальной стабильности трудно добиться устойчиво положительных результатов, избавиться от необходимости рефинансировать долги и внушить доверие инвесторам и потребителям. Однако вряд совершенно очевидно, что пережить фискальную консолидацию гораздо легче тем, кто живет в достатке, не зависит от государственных выплат и пособий и не боится пополнить ряды долгосрочных безработных. (Такие состоятельные люди зачастую контролируют средства массовой информации, доминируют в ходе общественных дискуссий и направляют международные потоки капиталов).
Но для миллионов простых рабочих - и особенно для молодых людей без шанса найти работу - фискальная консолидация не может стоять в числе приоритетов по определению. Сокращаются пособия по безработице, и они первыми попадают под удар. Урезаются бюджетные расходы на образование, и их дети лишаются возможности получить навыки и знания, необходимые для того, чтобы добиться успеха в жизни. Страдания, связанные с консолидацией, достигли предела в Греции. Резкие сокращения пенсий лишили пожилых людей спокойной и достойной старости. Повышение налогов легло тяжким бременем на плечи тех, кто их платит, между тем многие - как правило, состоятельные люди, успевшие вывести свои капиталы за рубеж - до сих пор уклоняются от своих обязательств. Система здравоохранения почила с миром, многие раковые больные лишились возможности получать лечение, способное облегчить их страдания и продлить жизнь. Число самоубийств на пике. Но кредиторам Греции до этого нет дела. Вряд ли подобную ситуацию можно хотя бы с натяжкой назвать устойчивой - именно это имел ввиду бывший Директор Европейского департамента Международного валютного фонда Реза Могхадам, когда призвал списать половину греческого долга, при условии, что страна согласится на структурные реформы, направленные на стимулирование роста.
Долгосрочный экономический успех не возможен без социальной стабильности. Страна не будет процветать, если образовательной системе не хватает ресурсов и возможностей готовить своих детей к процветанию в условиях цифровой экономики. Точно также нельзя реализовать программу реформ, если неравенство, бедность и социальное недовольство усиливает поддержку экстремистских политических партий, таких как партия "Золотой рассвет" в Греции, с неприкрытыми фашистскими лозунгами, или ультра-правый анти-европейский "Национальный фронт" во Франции, хвастающийся тем, что его поддерживает 25% населения. Когда наступают трудные времена, иммигранты меньшинства превращаются в легкую мишень. По словам Джозефа Стиглица, вряд ли Гитлер пришел бы к власти в Германии, если бы безработица на тот момент не составляла 30%. Не улучшает ситуацию и то, что люди, оказавшиеся в трущобах на окраинах крупных городов без надежды на лучшую жизнь, становятся на путь насилия или попадают под влияние террористических идеологий. Что бы там не говорилось в отчетах по корпоративной прибыли, о чем бы не кричали фондовые индексы, страна не может рассчитывать на успех - с экономической или гуманной точки зрения - если она не решает эти фундаментальные социальные вопросы. Конечно, фискальную осторожность нельзя полностью сбрасывать со счетов; в конечном счете, если бы правительства или частный сектор могли свободно тратить взятые в долг или свеженапечатанные деньги, результат был бы плачевный - больше кризисов, глубоких и разных, которые бьют в первую очередь по наименее защищенным слоям населения. И все же социальная устойчивость должна быть неотъемлемой частью экономической программы, а не придуманной задним числом заплаткой.
Причина политической дестабилизации Европы в первую очередь связана с пустопорожними разговорами о социальной устойчивости и реализацией экономических программ, ориентированных на бесконечную консолидацию и ужесточение всего подряд. Программы реформ, нацеленных на создание жизнеспособной макроэкономической структуры по-прежнему жизненно необходимы, но при этом они должны учитывать возможность реализации контр-циклических политик для сглаживания "парадокса экономии" (он заключается в том, что люди склонны больше экономить в периоды рецессий, что сдерживает экономический рост). Когда совокупный спрос не дотягивает до совокупного предложения, правительствам нужно увеличивать государственные расходы. Более того, правительства, которые сейчас сфокусированы исключительно на проблемах микроэкономики, должны уделять больше внимания разработке и реализации социальных политик, явным образом направленных на повышение уровня жизни, здравоохранения, образования и доступности жилья для наиболее уязвимых слоев населения. Используя новые технологии для анализа больших объемов данных, они могут повысить эффективность социальных программ и, в то же время, гарантировать активное участие в экономике всех людей.
Европейская Комиссия и МВФ признали свои ошибки - они связаны не только с низкой точностью макроэкономических прогнозов, на которых были основаны программы, разработанные для Греции, но и с решениями, не учитывающими вопросы социальной устойчивости. И все же, по ряду причин кредиторы Греции отказываются договариваться с новым правительством (которое пользуется мощной поддержкой внутри страны), и разрабатывать новые программы, направленные на снижение долговой нагрузки, сокращение фискальных профицитов и структурные реформы, поддерживающие рост и социальное единство общества. Долго так продолжаться не может. Последние пять лет показали, как сложно добиться финансовой стабильности. Но политическая и социальная стабильность оказались - еще более трудные задачи. Политикам нужно приложить максимум усилий для поддержания социальной устойчивости в процессе реформ, предусмотренных Базельским соглашением. От этого зависит процветание Европы и ее роль на мировой арене.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу