21 марта 2015 Столица FM
За последние пару десятков лет арт-рынок вырос в несколько раз до суммы в полсотни миллиардов евро. Налицо не только рост объемов торговли, но и весьма показательный рост цен. Все работы, которые находятся в верхних ячейках рейтингов самых дорогих работ, были проданы за последнюю пятилетку: «Когда свадьба» Гогена за 300 млн, «Игроки в карты» Сезанна за четверть миллиарда, «Крик» Мунка за 120 млн и другие. Почему же цены рванули вверх как на дрожжах?
Арт-рынок – это улица, по разные стороны которой находятся продавцы и покупатели, будучи в постоянном взаимодействии. Среди покупателей ярко прослеживаются две основные группы – это покупатели-коллекционеры и покупатели-инвесторы, так называемые “pure investors”, которые приобретают искусство не с целью созерцания, а с целью выгодной перепродажи.
При этом класс коллекционеров в классическом смысле этого слова сегодня редеет – если Франсуа Пино собирал свою коллекцию десятилетиями, то, скажем, Роман Абрамович только за день истратил 120 млн долларов на Фрейда и Бэкона. И не только мода сужает возможности коллекционеров. Все меньше по-настоящему стоящих вещей остается на рынке – большая часть грандиозных вещей уже давно осела в музейных экспозициях, запасниках и кулуарах коллекционеров. Скажем, картин Леонардо да Винчи вообще нет ни в одной частной коллекции, а появись его картина где-нибудь на аукционе, это, скорее всего, был бы новый рекорд стоимости.
Таким образом, одной из основных мотиваций приобретения полотна на сегодняшний день выходит ценностная характеристика работы известного брендового автора, которую инвестор может сегодня приобрести за одну сумму, а через какое-то время удержания и удорожания, продать за возросшую. К тому же, к европейским и американским коллекционерам сегодня активно присоединяются арабские, китайские и индийские «толстосумы». Весьма показателен взлет китайского искусства за последние два десятка лет, например, известный китайский художник Ай Вэйвэй в 2011 году был признан самым влиятельным человеком в мире современного искусства. Более того, топовыми покупателями на сегодняшний день являются именно коллекционеры арабского происхождения: государственная служба музеев Катара выложила 300 млн за Гогена, а четверть миллиарда за Сезанна отдала семья эмира того же государства. Вероятно, Катар хочет составить серьезную конкуренцию известным европейским институциям уровня Лувра, создав свое музейное пространство, увеличивая таким образом культурный и туристический потенциал государства.
Так что рост цен является выгодным для всех участников рынка, как бы ни парадоксально это не звучало. Продавцы получают дополнительную прибыль, инвесторы впоследствии устраивают выгодные перепродажи, а также могут хвастать выгодной покупкой Поллока миллионов за 100 долларов. Также не следует забывать и про моду, которую создают и диктуют покупатели. А все что модно, всегда стоит дорого.
Арт-рынок – это улица, по разные стороны которой находятся продавцы и покупатели, будучи в постоянном взаимодействии. Среди покупателей ярко прослеживаются две основные группы – это покупатели-коллекционеры и покупатели-инвесторы, так называемые “pure investors”, которые приобретают искусство не с целью созерцания, а с целью выгодной перепродажи.
При этом класс коллекционеров в классическом смысле этого слова сегодня редеет – если Франсуа Пино собирал свою коллекцию десятилетиями, то, скажем, Роман Абрамович только за день истратил 120 млн долларов на Фрейда и Бэкона. И не только мода сужает возможности коллекционеров. Все меньше по-настоящему стоящих вещей остается на рынке – большая часть грандиозных вещей уже давно осела в музейных экспозициях, запасниках и кулуарах коллекционеров. Скажем, картин Леонардо да Винчи вообще нет ни в одной частной коллекции, а появись его картина где-нибудь на аукционе, это, скорее всего, был бы новый рекорд стоимости.
Таким образом, одной из основных мотиваций приобретения полотна на сегодняшний день выходит ценностная характеристика работы известного брендового автора, которую инвестор может сегодня приобрести за одну сумму, а через какое-то время удержания и удорожания, продать за возросшую. К тому же, к европейским и американским коллекционерам сегодня активно присоединяются арабские, китайские и индийские «толстосумы». Весьма показателен взлет китайского искусства за последние два десятка лет, например, известный китайский художник Ай Вэйвэй в 2011 году был признан самым влиятельным человеком в мире современного искусства. Более того, топовыми покупателями на сегодняшний день являются именно коллекционеры арабского происхождения: государственная служба музеев Катара выложила 300 млн за Гогена, а четверть миллиарда за Сезанна отдала семья эмира того же государства. Вероятно, Катар хочет составить серьезную конкуренцию известным европейским институциям уровня Лувра, создав свое музейное пространство, увеличивая таким образом культурный и туристический потенциал государства.
Так что рост цен является выгодным для всех участников рынка, как бы ни парадоксально это не звучало. Продавцы получают дополнительную прибыль, инвесторы впоследствии устраивают выгодные перепродажи, а также могут хвастать выгодной покупкой Поллока миллионов за 100 долларов. Также не следует забывать и про моду, которую создают и диктуют покупатели. А все что модно, всегда стоит дорого.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба