29 марта 2016 Financial One
Решение Гаагского суда по выплате компенсации на сумму более $50 млрд Россией в пользу бывших акционеров ЮКОСа получило свое развитие в виде спора о законности приобретения этих активов бывшим главой этой нефтегазовой компании Михаилом Ходорковским и его соратниками.
«Я купил ЮКОС в 1996 году, а отняли его у меня в пользу «хорошо известной лично» Путину «Байкалфинансгрупп» из распивочной «Лондон» в Твери в 2004. Я считаю несправедливым и первое, и второе. Но я купил, как все прочие, по тогдашним законам, а у меня отняли для друзей Путина, убив тюрьмой Алексаняна и изломав судьбы десятков людей», — рассказал Ходорковский на своей странице в Facebook и добавил, что будет поддерживать давление «на Путина и его окружение» не ради $50 млрд, а по другой причине — «в тюрьме невиновный человек — Алексей Пичугин».
Акции ЮКОСа, как заявил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин, «были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, то есть фактически похищены».
«Приватизация ЮКОСа в 1995 году была проведена с нарушениями конкурентного и антимонопольного законодательства. Тогда для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе команда Ходорковского представила фактически принадлежащие ему ЗАО „Лагуна“ и ЗАО „Реагент“, обманывая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами. В конкурсе и аукционе победила «Лагуна», однако оплата за акции была произведена за счет средств акционерного банка «Менатеп», основным источником которых являлись средства клиентов и вкладчиков. У «Лагуны» собственных средств не имелось. При этом «Менатепу» оплаченные за акции деньги возвращены не были, а несколько лет спустя банк обанкротили», — говорит Маркин со ссылкой на данные следствия.
Он также говорит и о неисполненном обещании Ходорковского инвестировать в ЮКОС средства в размере $350 млн.
«Для того, чтобы запутать следы и исключить возможные риски по признанию сделок с акциями ЮКОСа незаконными, акции неоднократно переоформлялись сначала между российскими юридическими лицами, а затем, видимо, из-за опасения того, что в России эти махинации будут раскрыты, было решено переоформить эти акции на зарубежные компании. В конечном итоге владельцами акций ЮКОСа стали компании «Халлей Энтерпрайзис Лимитед», «Юкос Юниверсал Лимитед» и «Ветеран Петролеум Лимитед», зарегистрированные на Кипре и о-ве Мэн», — объясняет представитель Следственного комитета.
Маркин подчеркивает, что переоформление акций на зарубежные компании было без фактической оплаты и контроль над ними был у Ходорковского, поэтому «указанные компании не являются инвесторами и не имели права обращаться с иском в Гаагский международный арбитраж в связи с нарушением их прав как инвесторов».
Ходорковский заявляет о том, что смог с делать ЮКОС более эффективным и доходным.
«За 7 лет моего управления компания стала добывать и перерабатывать в 2 раза больше нефти, а ее запасы более чем удвоились благодаря разведке и новым технологиям. В 1995 компания была убыточной при $17—20 за баррель, а уже в начале 1999 прибыльной даже при $12—14. Из-за этого капитализация выросла на $30 млрд, а еще $15 млрд дивидендов. Премия, которую получил я за эти 7 лет моей работы, составила 3% от прироста. Такое вознаграждение мне кажется справедливым», — говорит он.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба