12 апреля 2016 banki.ru
Существует негласное, известное всем «правило», что счастье не купишь. Но так ли это на самом деле? Аспирантка Кембриджского университета Сандра Матц считает, что счастье тоже покупается. Важно лишь вести траты так, чтобы они «сочетались» с вашей индивидуальностью.
Измеряем неизмеримое
Исследование аспирантки Сандры Матц с кафедры психологии Кембриджского университета под названием «Деньги способны купить счастье, если траты «подходят» вашей индивидуальности» было недавно опубликовано в журнале Psychological Science. В нем Матц с соавторами утверждают, что деньги действительно способны повысить уровень счастья, если будут потрачены индивидуумом в правильном ключе.
«В противоположность десяткам исследований, показывающих слабую взаимосвязь между потреблением и счастьем, последние полученные данные предполагают, что деньги на самом деле повышают уровень счастья, если потрачены в правильном ключе (например, на впечатления или других людей), — говорится в аннотации к исследованию. — Опираясь на психологический подход, мы дополняем это исследование утверждением, что индивидуальные различия играют центральную роль в определении «правильного» типа расходования средств с целью роста благополучия. В полевом исследовании, использующем записи о более чем 76 тысячах банковских трансакций, мы обнаружили, что физические лица тратят больше денег на те продукты, которые «подходят» их личности, и что люди, чьи покупки больше «подходят» их личности, показывают более высокий уровень удовлетворенности. Эффект от подобной психологической формы счастья был сильнее эффекта от общей суммы дохода человека и эффекта от общей суммы трат. Длительное исследование показало причинно-следственную связь: подобранные исходя из типа личности расходы увеличивают позитивное влияние на человека. В целом, когда траты соотносятся с персональными особенностями покупателя, оказывается, что деньги могут реально купить счастье».
Исследование было проведено на основе анализа 77 тыс. реально проведенных 625 физлицами трансакций в мультифункциональном английском банке в течение полугода. Исследование считается своего рода революцией, так как противоречит предыдущим исследованиям подобного рода, которые показывали недостаточную корреляцию между деньгами и благополучием (больше с ментальной точки зрения).
Участники исследования должны были пройти личностные тесты и тесты, определяющие уровень счастья, и дать согласие на соотнесение своих ответов с информацией по своим же банковским трансакциям (разумеется, без разглашения персональных данных).
112 категорий трат клиентов в ходе анализа в итоге автоматически были сгруппированы банком, принимавшим участие в исследовании, в 59 категорий, в рамках которых клиенты провели как минимум 500 трансакций за шесть месяцев.
В итоге 59 категорий трат были соотнесены с хорошо известной «большой пятеркой» индивидуальных черт людей: открытость новым идеям и впечатлениям (творческий подход «против» традиционного), добросовестность (сдержанный характер «внутри себя» или добродушно-веселый), экстраверсия (общительность или закрытость человека), доброжелательность (сочувствие «против» духа соперничества) и нейротизм (склонность к стрессу и стрессоустойчивость).
К примеру, человек, набравший высокий балл доброжелательности, склонен тратить больше на благотворительность и домашних животных, и чем сильнее взаимосвязаны эти две переменные, тем выше ощущение счастья.
Также заметно «экстравертированный» человек каждый год тратит на 52 фунта стерлингов больше, чем более «интровертированный». А человек, который был оценен как очень добросовестный, ежегодно тратит на 124 фунта стерлингов больше на здоровье и фитнес, чем человек, у которого этот показатель занижен.
Существовала и вторая часть эксперимента: «испытуемому» давали ваучер, который можно было потратить либо в книжном магазине, либо в баре. Экстраверты, которых заставили использовать ваучер в баре, были счастливее, чем интроверты, которых заставили сделать то же самое. И наоборот: интроверты, потратившие выданные денежные средства в книжном магазине, были счастливее экстравертов, использовавших ваучер на те же цели.
Авторы исследования полагают, что полученные ими выводы содержат особо полезную информацию для интернет-компаний, применяющих механизмы рекомендаций, основанные на поисковых запросах потребителей. Компании могут использовать эту информацию для рекомендаций своим клиентам продуктов и услуг, в результате чего подобная модель взаимодействия не просто увеличит количество «кликов», но действительно принесет пользу клиентам. Таким образом, исследование позволит компаниям наладить лучшие взаимоотношения с потребителями, так как компании будут знать, что делает их клиентов счастливее.
«Результаты исследования предполагают, что трата денег на продукты, которые помогают нам выразить самих себя как индивидуумов, может оказаться настолько же важной частью нашего процветания, как нахождение подходящей работы, соседей или друзей и партнеров, — говорит Матц. — Достигая более точечного понимания взаимосвязей между тратами и счастьем, мы надеемся в будущем суметь давать более персонализированные советы, как найти счастье через небольшие решения о расходовании средств, которые мы принимаем каждый день».
Продается ли счастье
Следует отметить, что в разных странах измеряется свой индекс счастья. Например, такой показатель не обходят стороной в России и Великобритании. Существует даже международный индекс счастья (Happy Planet Index), предложенный New Economics Foundation (NEF) десять лет назад и представляющий собой показатель, отражающий благосостояние не только людей и наций, но также окружающей среды в различных странах мира.
Некоторые исследования «содержат» даже точную сумму, при которой люди чувствуют себя счастливыми. Например, рекрутинговый портал Superjob.ru в октябре 2015 года насчитал, что для счастья среднестатистическому россиянину старше 18 лет достаточно порядка 175 тыс. рублей в месяц. При этом порогом бедности соотечественники считают отметку в 15 тыс. рублей, а порогом богатства — отметку, превышающую 450 тыс. рублей в месяц.
Банки.ру спросил мнение различных экспертов относительно «стоимости» счастья.
«С давних времен человека делает счастливым не конечная сумма денег, а отсутствие заботы об их сохранности»
Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ»:
— Большинство людей не знает, как правильно расходовать деньги. Получить удовольствие от трат таким людям сложно. Непродуманные расходы недальновидны, и, не будучи тщательно спланированными, они — прямой путь к разорению.
Намного проще на деньги кутить, и это тоже выход из положения. Азартных кутил, наверное, тоже не так много. По тем же причинам, по которым в мире мало богатых. Может быть, не любые траты на люксовые товары могут быть отнесены к категории роскоши, но, когда нужно отдать и отдавать много, определенно именно деньги могут купить счастье.
Намного более мудрым подходом, нежели покупать счастье здесь и сейчас, является управление счастьем в долгосрочной перспективе. Максимальный уровень удельной полезности дает именно управление накопленным капиталом. Но «рулить» своими финансами самостоятельно несподручно, потому что существует слишком много психологических факторов. Вследствие этого только финансовый консультант может по-настоящему заставить деньги работать на человека.
Еще во времена Навуходоносора и других нововавилонских царей было хорошо известно, что человека делает счастливым не конечная сумма денег, а отсутствие заботы об их сохранности. Известны свидетельства древних египтян, которым мешало беспокойство за то, что собственный капитал, оставаясь в физическом или денежном эквиваленте, мешает им жить.
К счастью, современные инвестиционные консультанты научились грамотно решать эту проблему. Не 15 тысяч рублей или долларов делают человека счастливыми, а глубокое понимание того, на что расходовать их в процессе потребления, какова должна быть доля финансовых вложений и как выбрать день для этих инвестиций, а также насколько логичны они в межличностном и социальном контексте.
«Не нужно путать счастье и удовлетворение потребностей»
Алексей Бушуев, заместитель директора по продажам и развитию клиентов компании «БКС Брокер»:
— Я не согласен с выводами исследования в том виде, в котором они сформулированы: «можно купить счастье за деньги». Эти выводы очень сильно упрощают полученные результаты, которые на самом деле достаточно интересны. С одной стороны, исследование не открыло ничего нового — если экстраверту не удается удовлетворять свою экстравертированность, то это совершенно очевидно будет приводить его в негатив. С другой стороны, получен статистический массив и методика, позволяющая в технологии Big Data иметь информацию, счастлив ваш клиент или нет.
Деньги — часть отношений в современном мире. Многие вещи невозможны без минимальных материальных вливаний, но не могут быть сведены только к деньгам, что и показывает это исследование. Если деньги тратятся не в соответствии с глубинными потребностями человека, то это вполне естественно не удовлетворяет его потребности. Не нужно путать счастье и удовлетворение потребностей. Иногда счастье недостижимо без определенных материальных затрат, но оно не сводится только к деньгам. Потраченные 10 тысяч долларов на игрушку, которая не нужна ребенку, не только не сделают его счастливым, но и расстроят родителей.
Обратите внимание, что данное исследование не учитывает тех участников, которые просто не тратили деньги или снимали наличные и тратили их. Эта часть людей просто находится вне исследования. Прямой зависимости нет. Чем больше у человека денег, тем больше у него ресурсов. Еще в начале XX века описан закон убывающей полезности. Если коротко: первая съеденная мороженка обрадует вас намного сильнее, чем двадцатая.
Совершенно точно, что для каждого человека есть сумма денег, ресурса, которая дает ему чувство безопасности. Обычно на консультациях мы говорим о «подушке безопасности» на шесть месяцев. Часто отмечаем, что те, кто гонятся за огромной «подушкой безопасности», запасают миллионы долларов и не выглядят счастливыми. Прямой связи с ощущением безопасности и счастья изначально у человека не существует. Дети бесстрашны и счастливы без денег. Из взрослой жизни мы знаем много примеров, когда люди в экстремальной ситуации, на войне, во время прыжка с парашютом, на вершине горы ощущают себя счастливыми.
Ценность проведенного исследования заключается в том, что оно дает красивую методологию для выстраивания гипотезы о настроении человека. И, исходя из этого, можно кастомизировать нацеленную на него рекламу. Исследование имеет прикладную, но не фундаментальную ценность.
«У каждого свой «порог» денежного счастья»
Игорь Волков, президент финансового холдинга MFX Group:
— Исследования корреляции уровня дохода и уровня счастья ведутся давно. Более того, некоторые ученые называют даже примерные суммы, при которых счастье становится возможно. Достаточно вспомнить Энгуса Дитона, нобелевского лаурета, который вместе с другим нобелевским лауреатом Дэвидом Канеманом обозначил цифру счастья в 75 тысяч долларов в год. После нее, посчитали они, «уровень счастья» практически не растет.
В своем исследовании Сандра Матц, как я понимаю, пытается внести индивидуальный фактор в определение суммы счастья. С тем, что деньги позволяют покупать те продукты, которые «подходят» каждой личности, а это увеличивает уровень удовлетворенности, сложно не согласиться. Но есть некоторые вопросы к тому, насколько можно экстраполировать данные по опросу 625 физлиц — пользователей услуг английского банка на всех жителей планеты.
Есть и другие исследования, которые говорят, что при росте дохода мы начинаем покупать те же вещи, но более дорогие. К примеру, выбирали колбасу за 300 рублей, а зарплату повысили — и стали покупать за 700 рублей. То есть набор нашей корзины продуктов остается тем же, только дороже. Вырастет ли уровень счастья при этом? Сложный вопрос, ведь, по сути, ничего не изменилось.
Не хотелось бы ударяться в банальности и писать, что не в деньгах счастье. Все эти красивые слова меркнут, когда требуются большие деньги на лечение близких. Тогда все решают именно деньги, которые обеспечивают счастье многих людей сразу или несчастье, если их найти не удается. Что меня смущает в подобных исследованиях — это слишком обширные обобщения на выходе. Наверное, есть смысл в том, что у каждого свой «порог» денежного счастья. Однако одни тратят заработанное на удовольствия и путешествия, другие — на дома и дачи, третьи — на собственное развитие. И тут вряд ли можно сказать, что чем больше денег, тем больше счастья. Жизненные цели у всех разные.
«Деньги могут не купить, а добавить чувство счастья»
Людмила Фролова, международный сертифицирующий коучинг-тренер ассоциации ICC:
— Я согласна, что деньги могут не купить, а добавить чувство счастья, если человек уже в состоянии его испытывать не из-за внешних условий, а благодаря взгляду на жизнь, которую он саму по себе воспринимает как источник счастья.
Думаю, что возможность безграничного пользования денежным ресурсом может добавлять чувства счастья при условии этичного пользования, то есть не во вред другим. Это закон жизни «не навреди». При его нарушении никакими деньгами не удастся создать счастье, будет только попытка компенсировать внутренний дискомфорт, который человек не может не испытывать, вредя другим. Здесь стоит вопрос честности с собой. Человек может долго отворачиваться от реального чувства, и внешние «радости» за счет безграничных денег могут помогать отвлекаться от неприятного. В этом случае тело подает сигналы через симптомы болезней.
Мир — это живая система, и она дает отклик. Мы не изолированы. Старые истины «что посеешь, то и пожнешь», «как аукнется, так и откликнется» продолжают существовать. Если человек тратит деньги, реализуя себя, но поступает «неэкологично» по отношению к кому-то, это не может как-то не откликнуться ему. У всех есть «ахиллесова пята», за которую жизнь может «ухватить». И тогда, сколько бы ни было денег, счастья не будет, так как будет боль.
За счет денег человек может временно испытать иллюзию счастья, но само счастье должно быть в нем изначально как ненарушенная, неутраченная способность самого человека. Личностное развитие, коучинг, психотерапия могут помочь найти счастье изнутри. И тогда деньги — хорошая возможность прожить чувство счастья еще более полно, на всех уровнях.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу