17 июня 2016 Живой журнал Журавлев Сергей
Затрудняюсь, рапортовал ли уже кто-либо из начальства на СПЭФ о прохождении дна и подъеме промышленного производства. Но если такое было, то он не соврал. Тренд расширения выпуска присутствует уже ровно год, оттолкнувшись от «дна» где-то в мае прошлого года. Ниже 2 слова о том, что может ускользнуть от внимания широкой общественности – о темпах и о «точках» этого роста. Темп – менее 0.9%/год. С ним уровень индекса промпроизводства 2014г. будет снова покорен в 2022-м, когда текущий президент будет в очередной задумываться о передаче своей галерной вахты, а Единая Россия успеет еще раз победить на выборах.
С «точками» роста дело также обстоит вполне ожидаемо. Главной остаётся добыча полезных ископаемых, где бьют прошлогодние рекорды не только нефть (прирост за 5 мес. 3.3% в сопоставлении с 5 мес. 2015г.), но и уголь (+5.4%), руда железная (+1.1) и строительные нерудные материалы (+3.7% за 5 мес. в годовом сопоставлении). Продолжает сжиматься только добыча природного газа (-2.5% за 5 мес., притом, что в прошлом году за те же 5 мес. она уже снизилась на 7.9% к 2014г.). Что и понятно. Стран, куда можно было бы кинуть еще одну трубу, и не находящихся под теми или санкциями, вдоль границ России, кажется, больше уже не осталось, кроме разве что неплатежеспособной Монголии. А газифицировать российское быдло эта охеревшая от избытка незаработанных денег, монополизма и безнаказанности отрасль, видимо, полагает ниже своего достоинства.
Другой «драйвер» роста – это выпуск еды (мясо +13.9% за 5 мес. в год. сопост., птица +5.8, сыр +3.6%, гречка и пшено - по +11%, сладости к чаю +4% и т.п.) и некоторых видов одежды и обуви (трикотаж +2.3%, ткани +22.5%, обувь +4.6%). Еще рост выпуска наблюдается в целлюлозно-бумажном и химическом производствах. Очевидно, по той же причине, что в добыче – упавший рубль поддерживает повышенный экспортный спрос на подешевевшие российские полусырьевые товары.
Но в секторах, ориентированных на инвестиционный спрос, или близкий к нему сегмент товаров длительного пользования какого-то фронтального оживления не видно. А по многим позициям четко видно углубление спада. Один из наиболее информативных индикаторов состояния этого сектора промышленности – выпуск легковых автомобилей – сник еще на 20.4% к показателям 5 мес. прошлого года, в свою очередь упавшим на 30% к уровню 2014г. Так что общее сжатие недалеко от 2-кратного. Сжимается, хоть и не столь высокими темпами, выпуск стали, проката и труб стальных. В стройиндустрии выпуск цемента и кирпича недобрал соотв. 14 и 21% к прошлогодним 5-месячным объёмам, и так уже снизившимся. Выпуск кухонной мебели за 5 мес. сжался еще на 20-30%.
Конечно, и за пределами пищевой промышленности и текстиля наблюдается местами рост, особенно в продукции, наиболее сильно сжавшейся год назад. Так, слегка выросли в объемах оба претендента на сердца россиян – холодильники (+2.8%) и телевизоры (+2.5%). Но в целом эти «точки» роста фрагментарно разбросаны по «полю» стагнирующей или сжимающейся инвестиционной продукции. Можно сказать, что пережитые промышленностью стимулы – курсовой и таможенный – вернули модель её роста куда-то к 90-м годам 19-века, когда тоже был моден протекционизм, и интенсивно развивались добыча угля и нефти, выработка мануфактура и выпечка калачей. Словно ветры последующих 120 лет обтекли нашу экономику по касательной.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу