1 августа 2016 Живой журнал Журавлев Сергей
, оставив вчера policy rate на 10.5% (без изменения). В сочетании с прогнозом годовой инфляции ex-ante (на июль 2017г.) в 5% это означает реальную ставку в 5.5%. Это вроде бы не только исключает рост деловой активности в РФ (кто ж будет инвестировать, когда столь выгодно простое хранение денег «под матрасом», т.е. на депозите любого русского банка; см. историю Великой депрессии, она же Великая дефляция?), но и противоречит мировой практике – где не только реальные, но и номинальные ставки уходят в минус.
И это не игры конъюнктуры, а, по-видимому, всерьез и надолго. Ну а как вы хотели? За хранение ливерной колбасы вы приплачивать согласны, покупая для неё холодильник. Так почему бы не платить за хранение стоимости/денег? Деньги - предмет роскоши, иметь их накладно и глупо. При современной технике расчётов денежные запасы никому не нужны. Стеклянные бусы для дикарей.
С точки зрения стимулирования, ЦБ неоднократно подчёркивал, что текущий темп расширения (отрицательный, т.е. сжатие) является практически потенциальным для экономики РФ, и превратить его в положительный никакими макроэкономическими манипуляциями с бюджетным дефицитом и доступностью денег невозможно. Рост в т.н. «развитых странах» является (пока ещё) условием отсутствия безработицы, и с этой точки зрения в РФ при 0-м и даже минусовом росте всё благополучно. Производительность труда падает. Безработицы выходящей за рамки NAIRU/NAWRU нет. А судя по растущей реальной зарплате, экономика с точки зрения «фаз цикла» скорее даже перегрета.
Инфляция же снова обеспокоила регулятора. Хотя (благодаря довольно крутой прошлогодней индексации тарифов коммунальных услуг), годовая её цифра в июле вернулась к 7.2% (после повышения до 7.5% в июне), текущие цифры настораживают. Сезонно скорректированная «головная» инфляция MoM выросла в июне до 7.9% с 7.0 в начале квартала (апреле). А «базовая/стрежневая» инфляция (без учёта тарифов ЖКХ и т.п.) – до 8.2%. Инфляционные ожидания по обследованиям ЦБ также перестали скользить вниз.
Это означает, что для движения к цели по инфляции (5% в июле и 4% - в декабре 2017г.) ключевая ставка должна быль выше нейтральной – т.е. такой, которую ЦБ установил бы, если бы его удовлетворяли оба целевых ориентира - и инфляция, и безработица (точнее и ближе к российским реалиям с неэластичной занятостью, разрыв выпуска - отклонение его от потенциала. Как отмечено выше, влияние этого параметра - состояния деловой активности - на последние решения ЦБ пренебрежимо).
Трудно сказать, какова сейчас «нейтральная» реальная ставка для экономики РФ, не подавляющая рост и не разгоняющая инфляцию. Это вещь, определяемая "нащупыванием", и к тому же – подвижная. Есть расхожее мнение, вроде бы поддерживаемое историей, что российская экономика способна расти лишь при отрицательной реальной ставке. Достаточно очевидно только, что текущая реальная ставка ex-ante (10.5-5=5.5%) существенно выше «нейтральной», и, стало быть, дестимулирует кредит и спрос. Что и должно быть, чтобы снизить инфляцию к цели.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу