Неподдающиеся » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Неподдающиеся

12 августа 2016 Живой журнал Журавлев Сергей

(про цены, техническое). Милтон Фридман, которого любят цитировать русские критики ЦБ в связи с пагубной исторической ролью жадного до денег американского ЦБ в развитии тамошней депрессии, в свое время, лет 50 назад, написал, что не стоит ждать слишком много от денежно-кредитной политики в смысле влияния на реальный выпуск, занятость и реальные ставки. И на инфляцию тоже – добавил лет 15 спустя другой (впоследствии) нобелевский лауреат, Том Сарджент, на тот момент так же, как и чуть раньше Фридман с его «денежной конституцией», севший в лужу с этим своим выводом.

На дворе как раз была рейганомика, взвинтившая ключевую ставку ФРС аж до 19% и перепахавшая мировые финансы почище, чем В.И. Ленина роман «Что делать?». Кризис внешней задолженности развивающихся стран, глобальная рецессия начала 80-х и нефтяное «затоваривание», в качестве отдалённых последствий – японская «потерянная декада» и, по некоторым оценкам, развал СССР, для которого, впрочем, падение нефтяных цен имело примерно такое же значение, как насморк для больного раком в терминальной стадии, и т.п. Как бы то ни было, то ли в результате деятельности ФРС, то ли ещё почему, инфляция в США была одолена. А в качестве довеска к «политике высоких процентных ставок» страна получила ещё и приток капитала (он же внешний долг, если пользоваться терминами не «потока», а «запаса») и рост инвестиций, заложившие основу для феноменальных экономических успехов эры Клинтона I-го.

Тем не менее, предположение, что Центробанки порой очень ограничены в своих возможностях влиять на цены и инфляцию, встречало с тех пор многократною эмпирическую поддержку. Особенно в ставших распространёнными в 00-х годах и позже ситуациях, когда инфляцию требовалось не сдерживать, а наоборот, разгонять. Вспомним политику «3-х мягких стрел» и изобретенное 10-летим раньше теми же японцами QE, отрицательные депозитные ставки в Европе и т.п.

Хотя в моделях DSGE, пришедших на смену убогим корреляциям, вроде связи цен с количеством отпечатанных денег, и подводящих сегодня теоретическую и эмпирическую базу под деятельность ЦБ по «выцеливанию» инфляции, регулятору и отводятся кое-какие инструментальные переменные, обычно в виде «ключевых ставок» и «целей», на практике чаще всего наиболее действенным каналом трансмиссии политики ЦБ является информационный. Простыми словами, Центробанки, главным образом, подобно шаманам или попам, пытаются уговорить инфляцию и безработицу стать такими, какими они хотят. Для убедительности производя еще и некоторые ритуальные действия с магическими инструментами, вроде палочек, крестов животворящих, процентных ставок или покупок гособлигаций в неисчислимых объемах себе на баланс. И, как водится, магия иногда работает. Особенно – если в неё веришь.

Неподдающиеся


Недавние сводки по ценам вроде как опровергают опасения, высказанные ЦБ в последнем релизе о рисках не достичь целей по инфляции – 5% на год вперёд и 4% за 2017г. Снижение годовой инфляции, прекратившееся в марте, вернулось (7.2% в июле после 7.5% месяцем раньше), а в 2 последних недельных замерах (на 1 и 8 августа) индекс потребительских цен снижался. Но все эти успехи – результат вклада временных (или, как иногда говорят – не монетарных) факторов, административных и сезонных.

Причина замедления годовой инфляции - целиком во вкладе жилищно-коммунальных услуг (-0.28 проц. пункта, что и покрывает снижение с 7.5 до 7.2%/год.), а оно в свою очередь – «эффект базы», чрезмерной индексации тарифов в прошлом году, и умеренной (4%-ной, как и пенсии) в текущем. Отрицательные недельные индексы цен – почти исключительно результат обычного для этого времени года крутого падения цен на плоды и овощи, случающегося всегда с последней декады июля. Однако на фоне прошлогодних медианный рост цен в плодоовощной группе находится на уровне общего индекса цен. Наблюдавшаяся тут до начала июля годовая дефляция (снижение медианного уровня цен на плоды и овощи против аналогичных прошлогодних дат) прекратилась.

Эти «оптические» эффекты в ценообразовании, годовая дезинфляция, будут наблюдаться и в 3-ем квартале (уже в августе годовая инфляции опустится ниже 7% - впервые с момента присоединения Крыма), и на большей части последнего, кроме, возможно, декабря. Этому будет способствовать благоприятный эффект базы – год назад, вслед за пикировавшим курсом рубля рост цен ускорился. «Прощение» турецких помидоров и остального дополнительно отнимет от годовой инфляции те 0.3 проц. пункта, которые добавил к ней монарший гнев в конце прошлого года.

Тем не менее, в показателях «текущей» инфляции (месяц к месяцу с поправкой на сезонность) не видно каких-либо сдвигов, которые позволяли бы прогнозировать замедление годовой инфляции к целевым цифрам после того, как названные временные факторы перестанут влиять. Рост цен на продовольственные товары (без овощей, картофеля и фруктов) ускоряется с марта. Рост цен на непродовольственные товары все это время оставался на одном уровне – и в годовом сопоставлении (причем выше общей инфляции – 8.5% против 7.5% в июне, 8.4 против 7.2 в июле, замедление достигнуто за счет более умеренного роста цен в июле на бензин и сигареты) и месяц к месяцу с исключенной сезонностью, несмотря на укреплявшийся рубль, к движению которого эти цены по идее должны быть особенно чувствительны.

Наличие во внешне благоприятных цифрах по инфляции этих скрытых пружин может затормозить динамику её снижения в 2017г., и соответственно – скорость снижения ключевой ставки. Если в отношении текущего года медианный прогноз аналитиков (п. 2.2.3) остается неизменным (2 снижения по 0.5 п.п. на заседаниях, сопровождаемых пресс-конференциями председателя, до 9.5% к концу года), то с учетом данных последних месяцев ожидается, что к концу 2017г. к.с. останется на уровне 8, в лучшем случае -7.5% (т.е. максимум - 4 снижения по 0.5 п.п., опять-таки на заседаниях С.Д., сопровождаемых пресс-конференциями и выходом доклада по ДКП). При этом следует учитывать, что весь массив ликвидности до конца 2017г. продолжит вбрасываться по бюджетному каналу «из Резервного фонда» (т.е. под 0%), ЦБ будет работать как абсорбент ликвидности, и рыночные ставки могут быть в среднем на 1 п.п. ниже ключевой.

Неподдающиеся

Неподдающиеся

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter