25 сентября 2016 Живой журнал Журавлев Сергей
В то время, как FOMC сослался на медленное улучшение на рынке труда США («плато» на кривой уровня безработицы – в августе, как и в январе, она была 4.9%; сохранение числа людей, которые хотели бы иметь работу, но не искали её, а также работавших неполный день) как одну из основных причин, чтобы удержать ключевую ставку в целевом диапазоне ¼-1/2% на своём позавчерашнем заседании, в России ситуация иная.
Сохраняющийся стабильным на протяжении 18 мес. уровень безработицы (5.6%) и снизившееся к минимуму за 18 мес. (ок. 940 тыс., обе цифры с сез. поправкой) число зарегистрировавшихся для получения пособия с тенденцией к снижению, дают макрорегуляторам возможность вообще не думать о дополнительных условиях для расширения выпуска. Исторически максимальные уровни занятости в экономике России указывают на то, что выпуск в РФ находится на уровне потенциала. Циклического спада, который лечился бы методами фискально-монетарной «подкачки» спроса, у нас нет.
Тем не менее, восстановление внутреннего спроса (конечных продаж), особенно, со стороны потребления – всё ещё медленное. По первым данным за август, годовое сжатие розничных продаж замедлилось лишь на 0.1 п.п., до -5.1%. Однако это означает, что обороты розницы (с сез. поправкой) возможно слегка поднялись со «дна», пройденного в конце 2-ого квартала. Восстановление коснулось в основном непродовольственного сектора (-4.8% за год против -5.2% в годовом сопоставлении месяцем ранее). Но сжатие покупок еды ускорилось (до -5.4% за год в августе против -5.3% за год месяцем раньше).
Спад инвестиций в основной капитал, если судить по динамике строительно-монтажных работ, составил лишь 2.0% за год в августе, после -3.5% в июле. В пересчете на последовательную (сез. скорр.) динамику это означает, что объемы строительства вернулись к уровням начала 2-го квартала, после провала в мае-июне. В жилищном строительстве с начала года продолжается «вторая волна» роста, стимулированная продлением ещё на год госпрограммы субсидирования ипотечных ставок. Оживление спроса поддержало промышленный выпуск, где в августе годовой прирост вновь стал слегка позитивным (+0.7%).
Росстат констатировал продолжающееся снижение реальных доходов населения, распространившееся и на зарплаты в организациях. В августе реальные зарплаты сократились на 1% в год. сопоставлении, что меньше, чем сжатие её в июле на 1.3%, ставшее таким после того, как Росстат снизил предварительную оценку прироста номинальной заплаты в 7.8% до 5.8%. Разрыв в динамике доходов и покупок можно объяснить сдвигами в кредитно-сберегательном поведении (потреб. кредит перестал сжиматься в номинале), а также меньшими расходами на услуги, в частности – загран- и прочий отпускной туризм.
Скорректированные вниз оценки роста зарплат говорят о том, что оценки рисков ЦБ со стороны инфляционных ожиданий и перспектив розничного кредитования в последних решениях по денежно-кредитной политике оказались, вероятно, завышенными. Чрезмерного роста заплат, лежащего обычно в основе этих рисков, на самом деле нет.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу