28 декабря 2016 banki.ru Осадчий Максим
Возможны ли дефолты регионов? У каких регионов вероятность дефолта наиболее высокая? Чем грозят дефолты регионов для населения?
Доходности облигаций позволяют судить о состоянии эмитента. Повышенная доходность может сигнализировать о проблемах эмитента.
Пожалуй, рэнкинги по доходности облигаций регионов — лучшие интегральные рэнкинги регионов. Жаль, не все регионы выпускают облигации. Например, нет облигаций у Чечни, Ингушетии, Дагестана.
Уже длительное время два региона возглавляют рэнкинги доходности муниципальных облигаций — это Хакасия и Мордовия. Пока доходности их облигаций не впечатляют. Например, у выпуска 35006 облигаций Хакасии (дюрация 1 570 дней) эффективная доходность к погашению на 27 декабря составляла 11,5%, у выпуска 34003 облигаций Мордовии (дюрация 1 127 дней) — 11,1%. Обороты — сотни миллионов рублей в неделю — не позволяют отнести эти облигации к неликвидным.
Для сравнения: эффективная доходность к погашению у выпуска 35001 облигаций ХМАО-Югры (дюрация 1 515 дней) составила 9,5%. Обороты — также сотни миллионов рублей в неделю.
Почему у облигаций Хакасии и Мордовии премия превышает 1,5 процентного пункта? Разумеется, за риск и, в меньшей степени, за более низкую ликвидность. Премия за риск отражает вероятность дефолта.
Посмотрим на отчетность этих субъектов Федерации. По показателю «госдолг / собственные доходы» Мордовия и Хакасия лидируют среди всех субъектов РФ: на 1 октября 2016 года у Мордовии этот показатель достиг 201,3%, то есть госдолг в два раза превысил налоговые и неналоговые доходы бюджета. У Хакасии этот показатель достиг уровня 145,2% — госдолг превысил налоговые и неналоговые доходы бюджета в полтора раза. У ХМАО-Югры этот показатель составлял всего 7,08%. Таким образом, Мордовия и Хакасия закредитованы «выше крыши», а у ХМАО-Югры долговая нагрузка более чем умеренная.
За счет растущего долга регионы покрывают дефицит бюджета. Дефицит бюджета Хакасии в 2016 году запланирован на уровне 4,3 млрд рублей, что составляет 19,1% от уровня доходов бюджета. Дефицит бюджета Мордовии в 2016 году запланирован на уровне 4 млрд рублей, что составляет 10,2% от уровня доходов бюджета. Впрочем, и у благополучного региона ХМАО-Югра дефицит бюджета в 2016 году запланирован на уровне 14,6% от уровня доходов бюджета.
Раскручивается долговая спираль: чем больше долг, тем больше расходы по его обслуживанию; чем больше расходы, тем больше дефицит бюджета; чем больше дефицит, тем больше приходится наращивать долг.
Президент РФ Владимир Путин сказал на пресс-конференции 23 декабря: «Что касается задолженности регионов: да, это вопрос серьезный. В соответствии с правилами правительства, Министерства финансов задолженность региона не должна быть больше 50% собственных доходов. … Кстати говоря, только пять регионов нарушили этот принцип, и им нужна, конечно, особая поддержка, они требуют особого внимания. Но в целом все-таки это проблема серьезная: в целом задолженность регионов — свыше 2 триллионов рублей, хотя правительство предпринимает необходимые шаги, чтобы расшить эту проблему. В текущем году, по-моему, 380 миллиардов рублей с небольшим было направлено на то, чтобы перекредитовать эти регионы, забрать их долги из коммерческих банков и перекредитовать на правительственные кредиты, кредиты Минфина, которые выдаются на длительный срок под один процент, под символический процент годовых».
Пока премии за риск по регионам-аутсайдерам умеренны, что отражает надежду на помощь со стороны федерального центра. Пока регионы более-менее успешно выпрашивают дотации и перекредитовываются у государства. Но у федерального бюджета та же болезнь — дефицит, в 2016 году он ожидается на уровне 3,7% ВВП. Пока дефицит федерального бюджета покрывается за счет Резервного фонда. Однако в 2017 году Резервный фонд с большой вероятностью иссякнет. Об этом недавно заявила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Конечно, могут быть задействованы иные источники покрытия дефицита бюджета — приватизация, госзаймы. Также дефицит бюджета может быть снижен за счет роста налогов. Но у всех этих способов потенциал не велик. Поэтому если цена марки Brent будет низкой (ниже 40 долларов за баррель), возникнут предпосылки для региональных дефолтов.
В регионах-банкротах может быть введено внешнее финансовое управление. Но это означает, что вместо региональных казнокрадов и головотяпов финансовыми потоками регионов будут управлять федеральные.
В конечном итоге проблемы региональных бюджетов могут быть решены привычным способом — за счет печатного станка, что приведет к девальвации рубля и росту инфляции.
Недавно произошел дефолт Татфондбанка, вероятно, контролируемого Республикой Татарстан. Между тем Татарстан — один из наиболее благополучных регионов России. Это, безусловно, тревожный звонок. Возможная прелюдия к дефолтам регионов.
Впрочем, нам к дефолтам не привыкать. Региональный дефолт — эка невидаль! Мы без особых проблем дефолт России в 1998 году пережили.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Доходности облигаций позволяют судить о состоянии эмитента. Повышенная доходность может сигнализировать о проблемах эмитента.
Пожалуй, рэнкинги по доходности облигаций регионов — лучшие интегральные рэнкинги регионов. Жаль, не все регионы выпускают облигации. Например, нет облигаций у Чечни, Ингушетии, Дагестана.
Уже длительное время два региона возглавляют рэнкинги доходности муниципальных облигаций — это Хакасия и Мордовия. Пока доходности их облигаций не впечатляют. Например, у выпуска 35006 облигаций Хакасии (дюрация 1 570 дней) эффективная доходность к погашению на 27 декабря составляла 11,5%, у выпуска 34003 облигаций Мордовии (дюрация 1 127 дней) — 11,1%. Обороты — сотни миллионов рублей в неделю — не позволяют отнести эти облигации к неликвидным.
Для сравнения: эффективная доходность к погашению у выпуска 35001 облигаций ХМАО-Югры (дюрация 1 515 дней) составила 9,5%. Обороты — также сотни миллионов рублей в неделю.
Почему у облигаций Хакасии и Мордовии премия превышает 1,5 процентного пункта? Разумеется, за риск и, в меньшей степени, за более низкую ликвидность. Премия за риск отражает вероятность дефолта.
Посмотрим на отчетность этих субъектов Федерации. По показателю «госдолг / собственные доходы» Мордовия и Хакасия лидируют среди всех субъектов РФ: на 1 октября 2016 года у Мордовии этот показатель достиг 201,3%, то есть госдолг в два раза превысил налоговые и неналоговые доходы бюджета. У Хакасии этот показатель достиг уровня 145,2% — госдолг превысил налоговые и неналоговые доходы бюджета в полтора раза. У ХМАО-Югры этот показатель составлял всего 7,08%. Таким образом, Мордовия и Хакасия закредитованы «выше крыши», а у ХМАО-Югры долговая нагрузка более чем умеренная.
За счет растущего долга регионы покрывают дефицит бюджета. Дефицит бюджета Хакасии в 2016 году запланирован на уровне 4,3 млрд рублей, что составляет 19,1% от уровня доходов бюджета. Дефицит бюджета Мордовии в 2016 году запланирован на уровне 4 млрд рублей, что составляет 10,2% от уровня доходов бюджета. Впрочем, и у благополучного региона ХМАО-Югра дефицит бюджета в 2016 году запланирован на уровне 14,6% от уровня доходов бюджета.
Раскручивается долговая спираль: чем больше долг, тем больше расходы по его обслуживанию; чем больше расходы, тем больше дефицит бюджета; чем больше дефицит, тем больше приходится наращивать долг.
Президент РФ Владимир Путин сказал на пресс-конференции 23 декабря: «Что касается задолженности регионов: да, это вопрос серьезный. В соответствии с правилами правительства, Министерства финансов задолженность региона не должна быть больше 50% собственных доходов. … Кстати говоря, только пять регионов нарушили этот принцип, и им нужна, конечно, особая поддержка, они требуют особого внимания. Но в целом все-таки это проблема серьезная: в целом задолженность регионов — свыше 2 триллионов рублей, хотя правительство предпринимает необходимые шаги, чтобы расшить эту проблему. В текущем году, по-моему, 380 миллиардов рублей с небольшим было направлено на то, чтобы перекредитовать эти регионы, забрать их долги из коммерческих банков и перекредитовать на правительственные кредиты, кредиты Минфина, которые выдаются на длительный срок под один процент, под символический процент годовых».
Пока премии за риск по регионам-аутсайдерам умеренны, что отражает надежду на помощь со стороны федерального центра. Пока регионы более-менее успешно выпрашивают дотации и перекредитовываются у государства. Но у федерального бюджета та же болезнь — дефицит, в 2016 году он ожидается на уровне 3,7% ВВП. Пока дефицит федерального бюджета покрывается за счет Резервного фонда. Однако в 2017 году Резервный фонд с большой вероятностью иссякнет. Об этом недавно заявила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Конечно, могут быть задействованы иные источники покрытия дефицита бюджета — приватизация, госзаймы. Также дефицит бюджета может быть снижен за счет роста налогов. Но у всех этих способов потенциал не велик. Поэтому если цена марки Brent будет низкой (ниже 40 долларов за баррель), возникнут предпосылки для региональных дефолтов.
В регионах-банкротах может быть введено внешнее финансовое управление. Но это означает, что вместо региональных казнокрадов и головотяпов финансовыми потоками регионов будут управлять федеральные.
В конечном итоге проблемы региональных бюджетов могут быть решены привычным способом — за счет печатного станка, что приведет к девальвации рубля и росту инфляции.
Недавно произошел дефолт Татфондбанка, вероятно, контролируемого Республикой Татарстан. Между тем Татарстан — один из наиболее благополучных регионов России. Это, безусловно, тревожный звонок. Возможная прелюдия к дефолтам регионов.
Впрочем, нам к дефолтам не привыкать. Региональный дефолт — эка невидаль! Мы без особых проблем дефолт России в 1998 году пережили.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу