27 марта 2017 The Telegraph
Кредитные стратеги все более беспокоятся по поводу внезапного и редкого сокращения банковского кредитования в США и опасаются, что синхронизированное замедление экономик США и Китая в этом году может поймать врасплох эйфорически настроенные рынки.
Одна из ключевых метрик заимствований со стороны американских корпораций сокращается самым быстрым темпом с момента разворачивания кризиса Lehman Brothers. Рост денежного предложения в США также заметно замедлился. Эти монетарные и кредитные сигналы, как правило, служат опережающими индикаторами для реальной экономики.
Статистика Федерального Резерва показывает, что двухтриллионный рынок кредитов коммерческим и промышленным компаниям показал пики в декабре прошлого года. С тех пор этот рынок значительно ослаб, поскольку займодавцы ужесточили условия кредитования, особенно для кредитов на покупку нежилой недвижимости. За последние три месяца объем выданных кредитов сократился из расчета 5,4% в год, при этом в последний раз такой темп сокращения наблюдался лишь в декабре 2008 года.
Ухудшение на более широком девятитриллионном рынке ссуд и лизинга было менее драматичным, но этот рынок также сократился темпом 1,6% в год за последние три месяца. “Корпоративное кредитование забуксовало, и я поражен тем фактом, что Фед повысил ставки. Они сделали очень большую ошибку,” сказал Патрик Перрет-Грин из компании AdMacro.
Кредитные эксперты нескольких больших банков США выступили с предупреждением, хотя и в более мягких формулировках. “Мы удивлены, как мало внимания уделяется замедлению кредитования в американских банках,” сказал глобальный кредитный стратег из Citigroup Мэтт Кинг.
Хотя этих экспертов нельзя назвать встревоженными, тем не менее, за их беспокойствами стоит понаблюдать. Во время предыдущих эпизодов финансового стресса статистика по кредитованию, как правило, начинала подавать сигналы тревоги несколькими неделями ранее.
“Без еще одного большого импульса, трещины на глобальном рефляционном консенсусе станут еще шире. Мы наблюдаем, как повсюду текущие тренды начинают ставиться под сомнение,” сказал он.
Чистый выпуск корпоративных облигаций также затормозил, указывая на то, что общие заимствования американских компаний стали уменьшаться. “Это слишком много для экспансии, рожденной Трампом. Мы полагаем, что под поверхностью разворачиваются сейсмические процессы,” сказал он.
Эльга Бартч и Читан Айа из Morgan Stanley говорят, что кредитный сквиз – это предупредительный сигнал, за которым следует внимательно следить. “По нашим оценкам, кредитный импульс стал отрицательным в конце 2016 года. Мы не видели подобного резкого замедления банковского кредитования американских корпораций со времен Великого Финансового Кризиса,” сказали они.
“Исторически, спад кредитования предваряет рецессии. Этот спад может разжечь беспокойства относительно сильно закредитованного корпоративного сектора США, который может очень резко отреагировать даже на незначительное повышение ставок,” сказали они.
Монетарное ужесточение в США в этом цикле эквивалентно тринадцати повышениям ставок согласно модели Wu-Xia, разработанной ФРБ Атланты. Никто не знает, где находится болевой порог глобальной финансовой системы, которая перегружена долгами, как никогда ранее во всей истории, с чем соглашаются даже официальные лица Федрезерва.
Исследование, проведенные Международным Валютным Фондом, показали, что 122-ум рецессиям, случившимся в развитых экономиках с 1960 года, обычно предшествовали эпизоды замедления кредитования, которые стартовали за 4-5 кварталов до официального объявления этих рецессий.
Morgan Stanley заявил, что, возможно, не стоит так беспокоится в этот раз, поскольку денежное предложение М1 более или менее находится в норме. Этот индикатор снижался до наступления восьми американских рецессий, случившихся после окончания Второй Мировой войны.
Но статистика М1 далека от нормальной. Саймон Вард из Henderson Global Investors заявил, что его предупреждающий индикатор, основанный на шестимесячной скользящей средней денежного предложения М1, принял отрицательное значение в феврале. Этот индикатор немного скорректировался в марте, но этой коррекции явно недостаточно, чтобы предотвратить вероятное замедление экономики позднее в этом году.
Он ожидает, что замедление продлится два квартала или около того, и подобное развитие ситуации может негативно сказаться на инвесторах, неподготовленных к такому повороту. Тем не менее, экономика в США не обязательно окажется в рецессии, а ее замедление может и не сказаться на росте глобальной экономики. Однако, инвесторам стоит перестать рассчитывать на многолетний “пут” Федрезерва, который неоднократно спасал Уолл Стрит в последние годы. “Этот год будет сложнее. Рынки труда окрепли, и центральные банки находятся в более ястребином настроении,” сказал он.
Темпы роста широких денежных агрегатов М3 и рассчитываемого специалистами Divisia M4 рассказывают ту же историю. Они понемногу соскальзывают вниз уже в течение нескольких месяцев. И этот процесс находит отражение в прогнозных метриках ВВП. Прогнозный индикатор роста ВВП, отслеживаемый ФРБ Атланты, для 1-го квартала этого года уменьшился с 3% по состоянию на начало этого года до 1% на сегодняшний день.
Последний опрос американского бизнеса Markit PMI был самым слабым за 6 месяцев. Создание рабочих мест в секторе услуг оказалось самым худшим за три года. “Американская экономика пытается сохранить импульс,” сказал Крис Уилльямсон из IHS Markit.
Деньги и кредит точно не предвещают неизбежный кризис, но статистика по ним очень плохо уживается с чрезмерным оптимизмом инвесторов, полагающих, что мир находится на пороге ускоряющегося бума.
Может статься так, что пик бума остался позади. Масштабные стимулы, предпринятые глобальными правительствами в прошлом году на фоне валютных страхов в Китае и беспокойств о последствиях Brexit, теряют свое воздействие, и пока абсолютно не ясно перехватит ли бизнес эстафетную палочку.
Любая небольшая временная остановка экономического роста может наслоится на замедление экономического роста в Китае, власти которого жмут на тормоза после эпизода экстремального бюджетного стимулирования в 2016 году. Китайские регуляторы стараются прекратить спекуляции в секторе недвижимости этой страны, а также пытаются навести порядок с пирамидами в кредитовании, что уже вызвало резкий рост ставки Shibor.
Главная проблема Китая заключается в несоответствии сроков кредитов и обязательств. Огромные суммы были заняты на рынках краткосрочных кредитов. И эти долги должны постоянно продлеваться заемщиками, чтобы покрывать их долгосрочные обязательства. Подобное несоответствие послужило причиной крахов Northern Rock и Lehman Brothers.
“Дальнейшее ужесточение ликвидности может привести Китай к жесткой посадке. Проще говоря, многие из тех, кто участвует в финансовых спекуляциях на различных рынках активов накопили такой леверидж через теневую банковскую систему, что теперь им грозит риск дефолтов,” сказано в отчете Nomura.
Слабые индикаторы американской экономики, очевидно, находятся в противоречии с ралли Трампа на Уолл Стрит, которое возвысило валюации акций на невероятно высокие уровни.
Кевин Гэйнор из Nomura говорит, что его модель ценообразования показывает, что рынки торгуются так, как будто бы рост экономики составляет 5% в год, а прибыльность компаний увеличивается на 30% ежегодно. Рынки стали опасными. “Этот временный рыночный эквилибриум заканчивается,” едко заметил он.
Также очень беспокоит и тот факт, что каждый дополнительный доллар нового кредита генерирует лишь 17 центов роста ВВП США, при том что в 1960-х годах это значение составляло 75 центов. Большая часть новых кредитов, полученных корпорациями в этом кредитном цикле была потрачена на обратные выкупы акций и на выплату дивидендов.
Аналитики утверждают, что компании, возможно, придерживают свои инвестиции до тех пор, пока не прояснится налоговая политика Трампа. Рынки акций игнорируют чего бы то ни было – или смотрят в долгосрочную перспективу – ставя ставки на подскок экономики, как только Вашингтон подаст правильный сигнал.
Но чем дольше текущее загнивание продолжается, тем больше риск, что экономическое замедление попадет в порочный круг. Нет никаких гарантий, что Белый Дом и Капитолийский Холм действительно смогут обеспечить бюджетные стимулы и налоговые послабления в этом году, по крайне мере, в объеме, который обещал Трамп. Goldman Sachs также кардинально сократил свои ожидания по экономическому росту.
Дефицитное финансирование – это зло, по мнению Чайной Партии в Конгрессе. Поражение Президента Трампа на прошлой неделе по законопроекту о здравоохранении является предвестником будущих событий.
Битвы вокруг бюджетных расходов, вероятно, будут иметь ожесточенный характер, и проблема не только в том, что Капитолийский Холм окажется в тупике. Разворачивающиеся теперь события – это идеологическая борьба, в результате которой мы увидим будущие очертания Соединенных Штатов.
Мистер Трамп эффектно захватил власть в Республиканской Партии в прошлом году. Но он не выстроил правящую коалицию в Вашингтоне, да и не пытался этого сделать. Все его силы ушли на “осушение болота”. И теперь это становится до боли ясно.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу