25 апреля 2017 smart-lab.ru
Программа Экономика на телеканале Крым-24.
США и Великобритания обсуждают введение новых санкций против России. В американском Конгрессе зарегистрирован законопроект, который – в случае принятия – серьёзно ужесточит санкционный режим.
Как экономика России справляется с санкциями и какие ограничения уже были введены, разберём в этом выпуске программы Экономика Плюс.
-1-
Санкции против России можно поделить на 6 групп. Первая– это персональные санкции против отдельных лиц. Им запрещено посещать Европу, США, Канаду и Новую Зеландию. Их активы в этих странах, в случае наличия, были заморожены. Например, в санкционном списке находятся спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Для экономики России это не сыграло никакой роли, ни положительной, ни отрицательной. После того как начали вводиться персональные санкции, появилась шутка: жизнь надо прожить так, чтобы попасть под санкции США и Евросоюза. Это значит, что ты поступаешь правильно.
Архив выпусков
Вторая группа санкций была направлена против отдельных компаний. Например из-за них прекратила работу авиакомпания Добролёт – лоукостер, предлагавший билеты по низким ценам.
Добролёт летал в Крым, и это стало причиной санкций. Тем не менее, компания после закрытия, быстро воскресла под новым названием Победа. Она работает и выполняет рейсы как по России, так и зарубежные.
Санкции коснулись и некоторых военных компаний. Тем не менее, на общие цифры оружейного экспорта это не повлияло. В 2013 году – до санкций – Россия экспортировала оружия на 15,7 млрд. долларов, в 2016 году – примерно на такую же сумму. По этому показателю мы вторые в мире, уступая только Соединённым Штатам.
Третий вид санкций – запрет на поставки в Россию некоторых товаров. Это касается продукции военного назначения, высокотехнологичной продукции, оборудования для нефтегазовой сферы. Эта мера была болезненной в начале, пока не включились механизмы импортозамещения. Та же компания Газпром в своей работе использовала довольно много иностранной техники, химии, комплектующих.
В итоге были наказаны сами страны, вводившие санкции. В прошлом году Газпром полностью импортозаместил трубы большого диаметра.
Раньше они покупались в Японии и Германии, теперь их делают в России. У Газпрома на сайте висит список иностранной продукции, которую предстоит заменить. В нём 250 наименований. Производители этих товаров – американская General Electric, британская фирма Castrol – она выпускает гидравлическую жидкость, немецкие компании Сименс, Бауэр и многие другие.
Шведские, норвежские, итальянские поставщики – все страдают от последствий антироссийской политики.
Четвёртый вид санкций – это финансовые ограничения. Европейцы и американцы потеряли возможность делать инвестиции в некоторые сектора Российской экономики, например в нефтегаз, транспорт и коммуникации. Эта мера является существенной. Без иностранных партнёров трудно найти финансирование для больших проектов. И действительно иностранные инвестиции в российскую экономику упали. Пришлось искать инвесторов внутри страны, и они были найдены. В итоге капиталовложения в российскую экономику не сократились, а продолжили рост. По итогам прошлого года они составили 14,6 триллионов рублей. Это на триллион больше, чем в 2013 году.
Пятый вид ограничений связан с кредитованием. Крупные российские компании, такие как Сбербанк и Роснефть, потеряли возможность привлекать займы за рубежом за исключением краткосрочных кредитов. Этот удар в начале казался серьёзным. Ведь если Сбербанк не возьмёт в долг, он не сможет давать в долг россиянам – физическим и юридическим лицам. На выручку пришли сами россияне. Вклады населения, то есть депозиты физических лиц в банках за 4 года возросли на 7 триллионов рублей.
Эти деньги позволили пусть не полностью, но отчасти, компенсировать утрату западных источников финансирования.
Кроме того, помогли деньги из Резервного фонда. Все последние годы они активно использовались для поддержания экономики. Тем не менее, кредитование в России всё же забуксовало. Посмотрим на график.
По объёмам оно откатилось на несколько лет назад и сейчас находится на уровне 2012 года. То есть падение есть, кредит взять сложнее, но ситуацию нельзя назвать обвалом.
А вот график, где депозиты и кредиты представлены вместе. Депозиты населения в банках растут, а кредиты, выданные физическим лицам падают.
О чём это говорит? О том, что деньги в банковской системе есть. Сейчас наблюдается так называемый профицит ликвидности. Это банковский термин. Он говорит о наличии у банков денежных излишков. Но банки стали боязливы при предоставлении денег в долг. Повысились требования к заёмщикам. Вот объёмы кредитования и снизились.
Это очень дискуссионный вопрос – большие долги это хорошо или плохо? США и Китай сейчас очень закредитованы. У Китая огромный корпоративный долг.
Если начнётся новый мировой финансовый кризис, этим странам будет очень больно. Там начнутся массовые дефолты. А мы – с низким размером долга – как государственного, так и частного, будем стоять в сторонке и свысока наблюдать за происходящим.
Вот ещё один интересный график. Доходность по российским и итальянским облигациям. Российские отмечены белым цветом, итальянские – синим. Чем ниже график, тем лучше. Это означает низкую вероятность дефолта.
Вот уже много месяцев, как риски инвестирования в российские гособлигации падают. По мнению инвесторов, риск дефолта Италии выше, чем риск дефолта России. Российские облигации во всём мире стали называть тихой гаванью, надёжным убежищем. В них безопасно вкладывать капитал.
Шестой вид ограничений – это санкции против Крыма. Они жёстче, чем против остальной России. Под санкциями находятся наши банки и многие крупные предприятия. Из Симферопольского аэропорта не могут совершаться зарубежные рейсы, только внутрироссийские, в Крыму не работают многие интернет-сервисы и приложения. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что каждый житель Крыма и так хорошо знает об этих проблемах. За три года мы научились жить в этих условиях. Рост крымской экономики за последние два года показывает, что санкции как мухи. Мешают, но не останавливают. На прошлой неделе у нас был инвестиционный триумф – Ялтинский международный экономический форум, ещё более активный и насыщенный, чем год назад. Он показал, что если иностранный капитал хочет работать в Крыму, он сможет это сделать.
Ещё один интересный эпизод санкционной войны. В 2014 году платёжные системы Виза и Мастер Кард прекратили обслуживание нескольких российских банков. После этого они перестали работать на территории всего крымского полуострова. Мы, крымчане, хорошо это помним. Но кому они навредили? Только себе. Ответные меры включились уже в следующем году.
В России заработала своя платёжная система НСПК – Национальная система платёжных карт. Теперь все расчёты по пластиковым картам проходят через неё. Виза и Мастер Карт платят Российской системе за то что та обслуживает их платежи. За прошлый год выручка отечественной НСПК составила около 6 миллиардов рублей, а чистая прибыль – 2,6 миллиарда.
Раньше эти деньги получили бы Виза и Мастер Кард. Теперь всё наоборот – они платят эти деньги нам. Это и есть причина, по которой в Крыму прекрасно работают Виза и Мастер Кард, не смотря на санкции – процессинг проходит в России. Единственное ограничение – вы не можете с крымской карты заплатить за рубеж. А вот внутри страны – пожалуйста.
У вас может появиться вопрос. Если санкции имеют столь ограниченное влияние, почему же начался кризис и ухудшилось финансовое положение россиян? Всё довольно просто. Дело не в санкциях, а в нефти. Цены на углеводороды упали, из за этого снизилась выручка от экспорта. В результате подешевел рубль и уменьшились реальные доходы граждан. Интересная особенность этого кризиса состоит в том, что он не является кризисом в чистом виде.
Безработица не выросла, а уменьшилась. Сейчас она составляет 5,3%.
Это ниже, чем было в 2013 году. Экспорт в деньгах упал, денег из-за рубежа мы стали получать меньше, но в физической массе и физических объёмах за рубеж мы стали отправлять больше продукции, чем раньше. Из-за дешёвого рубля наши товары стали привлекательны по цене. Не все знают, что в прошлом году Россия стала чистым экспортёром шоколада. Мы продали за рубеж больше шоколада, чем купили. Главными покупателями стали Казахстан, Китай и Белоруссия.
Рост экспорта в физическом объёме означает, что предприятия загружены заказами, а наша продукция востребована на мировой арене. Вот график, предоставленный агентством Блумберг. Фиолетовые столбики показывают поставки Российской нефти в Китай, а голубые столбики – это поставки Саудовской нефти в Китай.
За время санкционной войны и низких цен на нефть Россия сравнялась с Саудитами на Китайском рынке, хотя раньше мы серьёзно отставали.
В прошлом году Россия начала поставки в Индию подсолнечного масла, хотя долгие годы мы этого не делали.
На индийском рынке доминировали, и пока продолжают доминировать украинцы. Но российская компания Эфко сделала на своё подсолнечное масло хорошую скидку, и начала сбыт продукции в эту страну. Вот вам и санкции, вот вам и кризис. Внешний негатив Россия использовала для того, чтобы захватить иностранные рынки сбыта, а свой рынок очистить от иностранной продукции.
Падение экономики прекратилось год тому назад. Это ещё один график от информационного агентства Блумберг. ВВП России с поправкой на сезонные изменения. От падения мы перешли к росту уже в 1 квартале 2016 года, и с тех пор экономика на подъёме.
В 2016 году доля ненефтегазовых доходов в структуре бюджета составила 64%, а нефтегазовые – всего 36%.
Это говорит о том, что наша страна прощается с нефтяной иглой. Иные источники дохода играют всё большую роль. Это и есть ответ на вопрос, почему рубль и нефть перестали ходить парой. Теперь у рубля своя голова, у нефти – своя. И санкции сыграли в этом процессе существенную роль.
США и Великобритания обсуждают введение новых санкций против России. В американском Конгрессе зарегистрирован законопроект, который – в случае принятия – серьёзно ужесточит санкционный режим.
Как экономика России справляется с санкциями и какие ограничения уже были введены, разберём в этом выпуске программы Экономика Плюс.
-1-
Санкции против России можно поделить на 6 групп. Первая– это персональные санкции против отдельных лиц. Им запрещено посещать Европу, США, Канаду и Новую Зеландию. Их активы в этих странах, в случае наличия, были заморожены. Например, в санкционном списке находятся спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Для экономики России это не сыграло никакой роли, ни положительной, ни отрицательной. После того как начали вводиться персональные санкции, появилась шутка: жизнь надо прожить так, чтобы попасть под санкции США и Евросоюза. Это значит, что ты поступаешь правильно.
Архив выпусков
Вторая группа санкций была направлена против отдельных компаний. Например из-за них прекратила работу авиакомпания Добролёт – лоукостер, предлагавший билеты по низким ценам.
Добролёт летал в Крым, и это стало причиной санкций. Тем не менее, компания после закрытия, быстро воскресла под новым названием Победа. Она работает и выполняет рейсы как по России, так и зарубежные.
Санкции коснулись и некоторых военных компаний. Тем не менее, на общие цифры оружейного экспорта это не повлияло. В 2013 году – до санкций – Россия экспортировала оружия на 15,7 млрд. долларов, в 2016 году – примерно на такую же сумму. По этому показателю мы вторые в мире, уступая только Соединённым Штатам.
Третий вид санкций – запрет на поставки в Россию некоторых товаров. Это касается продукции военного назначения, высокотехнологичной продукции, оборудования для нефтегазовой сферы. Эта мера была болезненной в начале, пока не включились механизмы импортозамещения. Та же компания Газпром в своей работе использовала довольно много иностранной техники, химии, комплектующих.
В итоге были наказаны сами страны, вводившие санкции. В прошлом году Газпром полностью импортозаместил трубы большого диаметра.
Раньше они покупались в Японии и Германии, теперь их делают в России. У Газпрома на сайте висит список иностранной продукции, которую предстоит заменить. В нём 250 наименований. Производители этих товаров – американская General Electric, британская фирма Castrol – она выпускает гидравлическую жидкость, немецкие компании Сименс, Бауэр и многие другие.
Шведские, норвежские, итальянские поставщики – все страдают от последствий антироссийской политики.
Четвёртый вид санкций – это финансовые ограничения. Европейцы и американцы потеряли возможность делать инвестиции в некоторые сектора Российской экономики, например в нефтегаз, транспорт и коммуникации. Эта мера является существенной. Без иностранных партнёров трудно найти финансирование для больших проектов. И действительно иностранные инвестиции в российскую экономику упали. Пришлось искать инвесторов внутри страны, и они были найдены. В итоге капиталовложения в российскую экономику не сократились, а продолжили рост. По итогам прошлого года они составили 14,6 триллионов рублей. Это на триллион больше, чем в 2013 году.
Пятый вид ограничений связан с кредитованием. Крупные российские компании, такие как Сбербанк и Роснефть, потеряли возможность привлекать займы за рубежом за исключением краткосрочных кредитов. Этот удар в начале казался серьёзным. Ведь если Сбербанк не возьмёт в долг, он не сможет давать в долг россиянам – физическим и юридическим лицам. На выручку пришли сами россияне. Вклады населения, то есть депозиты физических лиц в банках за 4 года возросли на 7 триллионов рублей.
Эти деньги позволили пусть не полностью, но отчасти, компенсировать утрату западных источников финансирования.
Кроме того, помогли деньги из Резервного фонда. Все последние годы они активно использовались для поддержания экономики. Тем не менее, кредитование в России всё же забуксовало. Посмотрим на график.
По объёмам оно откатилось на несколько лет назад и сейчас находится на уровне 2012 года. То есть падение есть, кредит взять сложнее, но ситуацию нельзя назвать обвалом.
А вот график, где депозиты и кредиты представлены вместе. Депозиты населения в банках растут, а кредиты, выданные физическим лицам падают.
О чём это говорит? О том, что деньги в банковской системе есть. Сейчас наблюдается так называемый профицит ликвидности. Это банковский термин. Он говорит о наличии у банков денежных излишков. Но банки стали боязливы при предоставлении денег в долг. Повысились требования к заёмщикам. Вот объёмы кредитования и снизились.
Это очень дискуссионный вопрос – большие долги это хорошо или плохо? США и Китай сейчас очень закредитованы. У Китая огромный корпоративный долг.
Если начнётся новый мировой финансовый кризис, этим странам будет очень больно. Там начнутся массовые дефолты. А мы – с низким размером долга – как государственного, так и частного, будем стоять в сторонке и свысока наблюдать за происходящим.
Вот ещё один интересный график. Доходность по российским и итальянским облигациям. Российские отмечены белым цветом, итальянские – синим. Чем ниже график, тем лучше. Это означает низкую вероятность дефолта.
Вот уже много месяцев, как риски инвестирования в российские гособлигации падают. По мнению инвесторов, риск дефолта Италии выше, чем риск дефолта России. Российские облигации во всём мире стали называть тихой гаванью, надёжным убежищем. В них безопасно вкладывать капитал.
Шестой вид ограничений – это санкции против Крыма. Они жёстче, чем против остальной России. Под санкциями находятся наши банки и многие крупные предприятия. Из Симферопольского аэропорта не могут совершаться зарубежные рейсы, только внутрироссийские, в Крыму не работают многие интернет-сервисы и приложения. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что каждый житель Крыма и так хорошо знает об этих проблемах. За три года мы научились жить в этих условиях. Рост крымской экономики за последние два года показывает, что санкции как мухи. Мешают, но не останавливают. На прошлой неделе у нас был инвестиционный триумф – Ялтинский международный экономический форум, ещё более активный и насыщенный, чем год назад. Он показал, что если иностранный капитал хочет работать в Крыму, он сможет это сделать.
Ещё один интересный эпизод санкционной войны. В 2014 году платёжные системы Виза и Мастер Кард прекратили обслуживание нескольких российских банков. После этого они перестали работать на территории всего крымского полуострова. Мы, крымчане, хорошо это помним. Но кому они навредили? Только себе. Ответные меры включились уже в следующем году.
В России заработала своя платёжная система НСПК – Национальная система платёжных карт. Теперь все расчёты по пластиковым картам проходят через неё. Виза и Мастер Карт платят Российской системе за то что та обслуживает их платежи. За прошлый год выручка отечественной НСПК составила около 6 миллиардов рублей, а чистая прибыль – 2,6 миллиарда.
Раньше эти деньги получили бы Виза и Мастер Кард. Теперь всё наоборот – они платят эти деньги нам. Это и есть причина, по которой в Крыму прекрасно работают Виза и Мастер Кард, не смотря на санкции – процессинг проходит в России. Единственное ограничение – вы не можете с крымской карты заплатить за рубеж. А вот внутри страны – пожалуйста.
У вас может появиться вопрос. Если санкции имеют столь ограниченное влияние, почему же начался кризис и ухудшилось финансовое положение россиян? Всё довольно просто. Дело не в санкциях, а в нефти. Цены на углеводороды упали, из за этого снизилась выручка от экспорта. В результате подешевел рубль и уменьшились реальные доходы граждан. Интересная особенность этого кризиса состоит в том, что он не является кризисом в чистом виде.
Безработица не выросла, а уменьшилась. Сейчас она составляет 5,3%.
Это ниже, чем было в 2013 году. Экспорт в деньгах упал, денег из-за рубежа мы стали получать меньше, но в физической массе и физических объёмах за рубеж мы стали отправлять больше продукции, чем раньше. Из-за дешёвого рубля наши товары стали привлекательны по цене. Не все знают, что в прошлом году Россия стала чистым экспортёром шоколада. Мы продали за рубеж больше шоколада, чем купили. Главными покупателями стали Казахстан, Китай и Белоруссия.
Рост экспорта в физическом объёме означает, что предприятия загружены заказами, а наша продукция востребована на мировой арене. Вот график, предоставленный агентством Блумберг. Фиолетовые столбики показывают поставки Российской нефти в Китай, а голубые столбики – это поставки Саудовской нефти в Китай.
За время санкционной войны и низких цен на нефть Россия сравнялась с Саудитами на Китайском рынке, хотя раньше мы серьёзно отставали.
В прошлом году Россия начала поставки в Индию подсолнечного масла, хотя долгие годы мы этого не делали.
На индийском рынке доминировали, и пока продолжают доминировать украинцы. Но российская компания Эфко сделала на своё подсолнечное масло хорошую скидку, и начала сбыт продукции в эту страну. Вот вам и санкции, вот вам и кризис. Внешний негатив Россия использовала для того, чтобы захватить иностранные рынки сбыта, а свой рынок очистить от иностранной продукции.
Падение экономики прекратилось год тому назад. Это ещё один график от информационного агентства Блумберг. ВВП России с поправкой на сезонные изменения. От падения мы перешли к росту уже в 1 квартале 2016 года, и с тех пор экономика на подъёме.
В 2016 году доля ненефтегазовых доходов в структуре бюджета составила 64%, а нефтегазовые – всего 36%.
Это говорит о том, что наша страна прощается с нефтяной иглой. Иные источники дохода играют всё большую роль. Это и есть ответ на вопрос, почему рубль и нефть перестали ходить парой. Теперь у рубля своя голова, у нефти – своя. И санкции сыграли в этом процессе существенную роль.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба