4 мая 2017 Bloomberg
На протяжении 10 заседаний консенсус аналитиков выдавал правильные прогнозы, но в марте и апреле мнения существенно разделились, причем впервые за долгое время сюрпризом для рынка стали сразу два решения регулятора подряд. Лишь подавляющему меньшинству удалось верно предсказать возобновление смягчения в марте, и еще меньшее число экспертов ожидало последующего снижения ставки на полпроцента до 9.25%.
Увидев, что инфляция замедляется гораздо стремительнее, чем прогнозировалось ранее, регулятор счел себя менее связанным обязательствами, подправляя текст заявлений по монетарной политике и корректируя свои обещания в перерывах между заседаниями. В течение двух месяцев представители российских монетарных властей – сначала директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев, а затем и сама глава Банка Эльвира Набиуллина – открыто делились планами регулятора и рассматриваемыми им сценариями.
«Это свидетельствует о том, что у ЦБ России нет четко заданного курса политики в отношении ставок, и что он готов адаптировать свои решения так, как сочтет нужным», - комментирует Том Левинсон, стратег Sberbank CIB. «На данный момент Федрезерв реализует аналогичную практику, но у Банка России, конечно, нет такого отлаженного канала взаимодействия с рынками, поскольку к текущему сценарию монетарной политики он обратился лишь в конце 2014 года».
На заседании в декабре 2014 года Федрезерв прогнозировал 4 повышения ставки в 2015 году, но повысил ее лишь один раз. В следующем году американский регулятор повторил тот же ход: дал прогноз о 4-х повышениях ставки в 2016 году, но фактически пошел лишь на одно повышение. По итогам заседания в среду ФРС сохранила приверженность курсу на плавное ужесточение монетарной политики.
Коммуникативная политика Центробанка США успешно сдерживает влияние его же политики в отношении стоимости кредитования. Монетарные власти страны столь эффективно анонсировали последние повышения ставки, что финансовые условия фактически даже смягчались после повышений в декабре и марте. Однако когда трейдеры, торгующие фьючерсами, начали делать ставки против повышения ставки в марте, представители ФРС сразу активизировались, выступив с многочисленными ястребиными комментариями, убедившими участников рынка в том, что подобный шаг – дело уже решенное.
Тем временем аналогичные попытки ЦБ РФ убедить рынки пересмотреть свое мнение, напротив, прошли преимущественно незамеченными. Впрочем, возможно, аналитики сами в этом виноваты, считает Алексей Погорелов, экономист Credit Suisse Group AG. «Рынок невнимательно слушает комментарии», - отмечает он. Впрочем, помимо изменений в вербальных сигналах, похоже, что регулятор пока не смог определиться с неким последовательным посланием, которое сопровождало бы его решения по ставкам.
В феврале Центробанк заявил о том, что возможностей для реализации стимулов стало меньше, однако в марте совершенно неожиданно уменьшил ставку на четверть процента, а в сопроводительном заявлении намекнул на «постепенное снижение ключевой ставки» во втором и третьем кварталах. Прошел еще один месяц, эту фразу из текста заявления убрали, а ставку снизили сразу на 50 базисных пунктов. Пропали и четкие инструкции относительно дальнейшего стимулирования экономики, осталась лишь фраза о том, что «общий потенциал» снижения ставки в этом году не изменился. В отличие от Федрезерва Банк России предпочитает не давать прогнозов относительно своей кредитно-денежной политики.
По словам Сергея Наркевича, экономиста Промсвязьбанка, только так можно все время держать аналитиков и инвесторов в напряжении. «Банк России переходит в режим стимулирования, и этот процесс стал совершенной неожиданностью для участников рынка, которые привыкли ориентироваться в основном на пресс-релизы, публикуемые по итогам заседаний». Но озадачены не только экономисты. Разница между ставками денежного рынка и учетной ставкой Центробанка сократилась. Значит рынок теперь считает, что Центробанк будет активнее наращивать стимулы. Но проблема в том, что это противоречит официальному заявлению, опубликованному по итогам последнего заседания.
Некоторые аналитики, озадаченные решением ЦБ, ждут и надеются, что регулятор прояснит ситуацию в июне. «Совершенно неожиданно для всех центральный банк изменил свое поведение и реакцию на доступную информацию», - отметил Дмитрий Полевой, экономист ING Groep. «Уже сам факт того, что представители Центробанка дают комментарии за неделю до заседания, говорит о том, что у регулятора проблемы с коммуникацией».
http://www.bloomberg.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
