19 мая 2017 Zero Hedge
Месяц назад Китай подошел “очень близко” к событию, которое больше всего пугает Пекин, а именно, к набегу инвесторов на теневую банковскую систему Китая.
Напомним, 150 клиентов Mingsheng Bank, самого большого частного банка Китая, пришли в негодование в середине апреля, когда узнали, что около 3 млрд. юаней, инвестированных ими в инвестиционные продукты (Wealth Management Products), являющимися основой китайской теневой банковской системы, испарились, поскольку сотрудники указанного банка занимались расхищением средств, даже не инвестируя их (позднее выяснилось, что сотрудники Mingsheng Bank вкладывали полученные деньги в “культурные реликвии” и драгоценности, который предназначались для их личного использования).
И хотя мошенничество и растрата средств – это привычные практики для Китая, существует гораздо более серьезное основание для тревог, а именно, угроза набега вкладчиков на огромную и нерегулируемую теневую банковскую систему Китая, размер которой равен почти $10 трлн. В самом деле, уже давно слышны многочисленные предупреждения о том, что весь китайский теневой банкинг, основанный на WMPs и других “инвестиционных продуктах”, представляет собой ничто иное, как гигантскую схему Понци, в которой выплаты инвесторам — в случае их массового набега — не предусмотрены.
Однако один из самых больших страховщиков Китая, компания Foresea Life, в своем неожиданном заявлении предупредил о вероятности наступления “массовых дефолтов и социальных волнений,” если китайский регулятор не отменит недавно введенный запрет на эмиссию новых продуктов. Как пишет Financial Times, в своем письме к регулятору китайского страхового рынка компания Foresea Life Insurance, являющаяся крупным инвестором в WMPs, предупредила, что ожидает “изъятия” 60 млрд. юаней, или $8,7 млрд., в этом году, и она, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства, если не получит возможности продавать новые инвестиционные продукты.
Чтобы не было никакой путаницы, отметим, что написанное выше является точным определением схемы Понци, и теперь, когда все оказалось настолько очевидно, результатом могут стать еще более массовые изъятия, то есть “набеги на банки” – те компании, которые инвестируют в WMPs.
Претензии компании Foresea Life направлены на декабрьское решение Комиссии по регулированию деятельности страховых компаний Китая (CIRC), согласно которому Foresea было запрещено подавать заявки на продажу новых продуктов в течение трех месяцев. Двумя месяцами позднее, в феврале, Комиссия запретила председателю Foresea Яо Женхуа, который занимает четвертое место по размеру богатства в Китае, занимать должности в страховой индустрии в течение следующих 10 лет.
Вопросы о возможном мошенничестве в компании так и остались без ответа, однако страховая компания, которая направила миллиарды юаней в WMPs в погоне за доходностью (или для других целей), в своем письме от 28 апреля слишком настоятельно просила CIRC дать ей разрешение для продажи новых продуктов “для того, чтобы избежать массовых инцидентов набега клиентов, которые могут стать причиной возникновения локальных и системных рисков, способных нанести большой ущерб индустрии.” Согласно изданию Financial Times, термин “массовые инциденты” обычно используется в Китае для описания демонстраций, протестов и бунтов. Такой термин также использовал Хэнк Полсон в 2008 году, когда требовал у Конгресса выдать ему незаполненный чек, угрожая распространением паники в США, если банковский сектор не будет спасен.
Теперь эта угроза стала реальной и для клиентов китайской теневой банковской системы, и это очень беспокоит.
К слову, это уже не первая китайская компания, стоящая на грани банкротства, которая угрожает властям социальными беспорядками, если она не получит помощь. Месяц назад китайский – и мировой – крупнейший производитель алюминия Hongqiao Group потребовал, чтобы Ассоциация производителей цветных металлов Китая (Chinese Non-Ferrous Metals Industry Association) и Китайское правительство пришли к нему на помощь, предупредив в своем письме от 4 марта о “серьезных эффектах,” если ничего не будет сделано. Среди этих “серьезных эффектов” в том числе были заявлены “региональные системные финансовые риски” и “драматические социальные беспорядки.” Вероятно, банкротство одной большой компании, занятой в секторе коммодити, может иметь ограниченные последствия, которые в основном коснуться разгневанных работников этой компании, но социальная паника и массовые дефолты, которые могут возникнуть в результате проблем китайской индустрии WMPs размером в $4 трлн. – это гораздо более серьезное дело.
Некоторая информация о проблемной китайской страховой компании, представленная Financial Times:
Компания Foresea – это дочерняя компания финансового конгломерата Baoneng Group, которым также руководит Мистер Яо. Baoneng попал в заголовки газет в прошлом году из-за попыток враждебного захвата компании China Vanke, являющейся одним из крупнейших застройщиков жилья. Baoneng использовал продажи так называемых “универсальных страховых” продуктов, чтобы профинансировать покупку доли в Vanke и в других китайских корпорациях. Эти продукты предлагают высокую доходности и гарантированный возврат инвестиций в момент срока их погашения. Эти продукты продавались банкам, при этом они были совсем не похожи на традиционные страховые продукты, которые предполагают выплаты только в момент наступления страхового случая, такого как смерть, болезнь или несчастный случай.
Широкое распространение таких “теневых банковских” продуктов стало возможным благодаря дерегуляции страховой индустрии, которая происходила в последние годы. В результате в Китае очень резко стали расти продажи универсальных страховок, которые помогли таким группам, как Foresea и Anbang Insurance Group увеличиться в размерах. Напомним, что компания Anbang также обладает очень сомнительной репутацией, и она очень серьезно заявила о себе в деле скупки международных корпораций, для чего ей пришлось искать высокое по стоимости “теневое” финансирование.
Беспокоит то, что написанное в конце апреля письмо Foresea говорит о том, что регулятор так и не одобрил выпуск новых инвестиционных продуктов компании, несмотря на истечение трехмесячного запрета. В заявлении, размещенном на сайте компании в среду, Foresea заявила, что “операции компании проводятся в нормальном режиме, кэш-флоу стабилен,” добавив, что прибыль по итогам первого квартала составила 1,4 млрд. юаней. Нужно ли говорить, что другого ответа и ждать не стоит до тех пор, пока не станет слишком поздно.
С одной стороны, инициатива китайского регулятора по ограничению WMPs вполне оправдана, поскольку она привносит изменения в практики китайского финансирования “дикого запада.” В последнем ежемесячном отчете Народного Банка Китая было отмечено, что ключевой компонент китайского теневого финансирования, Entrusted Loans (ссуды, предоставляемые одной коммерческой компанией другой коммерческой компании через банк-агент), снизился впервые за десятилетие.
Financial Times пишет, что Комиссия по регулированию деятельности страховых компаний Китая не ограничилась запретом для Foresea и продвинулась дальше в ограничении эмиссии универсальных страховок. Аналитики предупреждают, что высокие доходности, сопутствующие универсальным страховкам, заставляют эмитентов этих продуктов идти на риск, чтобы обеспечить возможность выполнения взятых на себя обязательств.
Многие универсальные страховки имеют очень продолжительные сроки обращения в 5 и даже 10 лет, но условия их размещения зачастую предлагают возможность их погашение раньше срока с минимальными штрафами.
Тем временем, “массовые изъятия” в Foresea могут стать причиной, по которой страховщик не сможет выполнить своих обязательства из-за недостаточности ликвидности, поскольку компания привлекала краткосрочное финансирование для покупок долгосрочных, неликвидных активов. В мае CIRC наложила аналогичный трехмесячный запрет на компанию Anbang, обвинив ее в том, что она “посеяла хаос” на рынке своими агрессивными тактиками продаж. Агентство сделало упор в своей критике на то, что Anbang продавала продукты с коротким сроком обращения.
С другой стороны, если “теневое” финансирование таких “страховщиков,” как Foresea (и Anbang) будет прекращено, то эти компании – которые по их собственному признанию являются схемами Понци – рухнут.
Теперь, однако, перед компанией встает проблема, которая требует немедленного решения: что случится, если Foresea не получит запрашиваемой ею отмены запрета на выпуск инвестиционных продуктов? Если страховщик не сможет возобновить эмиссию традиционных теневых продуктов, и если “набег инвесторов” усилится, то у компании не останется выбора, как потребовать у Народного Банка Китая инъекции ликвидности или полноценного бэйл-аута. Учитывая степень щедрости китайского монетарного регулятора, такой запрос, вероятно, окажется удовлетворенным.
Но есть гораздо более серьезная проблема, которую не по силам решить даже Народному Банку Китая. И эта проблема может усугубиться, если “изъятия” клиентов, которые теперь коснулись лишь Foresea, перекинутся на всю теневую банковскую индустрию Китая, которая оценивается в $10 трлн.
http://www.zerohedge.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу