13 июля 2017 Bloomberg
ЕЦБ тревожит обеспокоенные рынки туманными перспективами программы количественных стимулов. Но если бы инвесторы слушали регулятора внимательнее, они бы распознали сигналы, на которые опираются монетарные власти Европы. Первый принцип заключается в том, что в вопросе программы количественного смягчения Центробанк ориентируется на поступающие экономические данные. Если раньше чиновники ЕЦБ говорили о том, что программа покупки облигаций продлится до конца 2017 года, то теперь они не хотят связывать себе руки и избегают обсуждения четких сроков. Придется подождать как минимум до сентября, прежде чем регулятор даст четкий ответ на вопрос о том, когда и как он будет сворачивать покупки с текущих 60 млрд евро в месяц.
По сути, это значит, что члены управляющего совета не могут договориться о том, какие из поступающих противоречивых данных нужно считать приоритетными. К примеру, экономическая активность и потребительское доверие растут, а безработица продолжает снижаться, но при этом восстановление пока не оказывает должного влияния на цены: инфляция на уровне 1.3% по-прежнему сильно не дотягивает до 2%-ного целевого уровня ЦБ. Но это не значит, что инвесторы лишены ориентиров. На самом деле из общего ряда заметно выделяются два индикатора. Первый – рынок труда. Мы не наблюдаем признаков стремительного роста зарплат, каким он должен быть при очень жестких условиях в сфере занятости. Это означает, что безработица продолжит снижаться, не разгоняя при этом инфляцию, соответственно, регулятору можно не спешить с отказом от стимулов.
Второй индикатор – цены на нефть. Регулятор, прежде всего, обращает внимание именно на базовые показатели инфляции, которые не учитывают волатильные компоненты, включая цены на энергоносители. Но, как правило, разница между основным и базовым индикаторами искусственна. Если цены на энергоносители возобновят падение, как это было на прошлой неделе, это определенно отразится и на базовом индексе потребительских цен, а значит, ЕЦБ в этом случае будет более осторожным в аспекте сворачивания стимулов.
Еще один принцип, который инвесторам не стоит игнорировать, заключается в том, что ЕЦБ может проявить креативный подход к сокращению программы количественного смягчения в отличие от Федрезерва, который с конца 2013 и в 2014 гг. урезал ежемесячный размер покупок на 10 млрд долларов (8.7 млрд евро) после каждого заседания Федерального Комитета по открытым рынкам США. В недавнем интервью двум европейским изданиям член правления ЕЦБ Бенуа Кер указал на решение регулятора о сокращении покупок активов и продлении сроков действия программы в декабре прошлого года как на возможную модель поведения Центробанка в будущем. Регулятор может объявить о сокращении объемов покупок, скажем, до 40 млрд евро в месяц и при этом продлить QE еще на полгода. В этом случае ЦБ станет ближе к тому, чтобы покончить с чистыми покупками активов и одновременно даст экономике Еврозоны больше времени на восстановление.
Но проблема этой стратегии заключается в том, что ЕЦБ должен покупать суверенные облигации в соответствии с так называемым принципом capital key, то есть пропорционально долям европейских стран в ВВП Еврозоны. Это подразумевает внушительные покупки суверенных облигаций Германии или Нидерландов, несмотря на то, что они стали более скудными отчасти по причине других правил, ограничивающих покупки со стороны ЦБ. Теоретически, этим правилам можно добавить гибкости, но практически – вряд ли осуществимо из-за политического давления, особенно со стороны немцев.
А как повлияют политические события на решение ЕЦБ о сокращении QE? Главным поводом для беспокойства, бесспорно, является Италия, которая проведет всеобщие выборы весной следующего года. Политический раскол на левоцентристов, правоцентристов и популистское «Движение 5 звезд» означает, что по итогам голосования вряд ли удастся сформировать стабильное правительство. Это может напугать рынки, спровоцировав рост спредов доходности суверенных облигаций Италии и Германии. Заставит ли итальянский кризис забыть о монетарной политике, основанной на экономических данных?
Вряд ли. Будучи третьей по величине экономикой Еврозоны, Италия определенно не та страна, которую можно игнорировать, когда речь заходит о принятии решения по сокращению стимулов. Однако все сигналы из Франкфурта показывают, что Центробанк будет принимать решения, основываясь сугубо на экономических соображениях. Как подчеркнул Драги в рамках недавней пресс-конференции, мандат Центробанка «состоит в достижении ценовой стабильности», который не прописан в поддержке государственного бюджета или где-то еще. Если Италия окажется в беде, в распоряжении монетарных властей будут другие инструменты, включающие программу «прямых денежных операций», которая подразумевает целевые покупки облигаций для проблемной страны в обмен на программу реформ.
ЕЦБ приходится соблюдать тонкий баланс между эффективной коммуникацией и способностью адаптироваться к развитию событий. Инвесторам, которые готовятся к изменениям осенью, следует проявить терпение: лучше гибкий Центробанк, чем тот, что выберет неверный путь и впоследствии признает ошибку.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По сути, это значит, что члены управляющего совета не могут договориться о том, какие из поступающих противоречивых данных нужно считать приоритетными. К примеру, экономическая активность и потребительское доверие растут, а безработица продолжает снижаться, но при этом восстановление пока не оказывает должного влияния на цены: инфляция на уровне 1.3% по-прежнему сильно не дотягивает до 2%-ного целевого уровня ЦБ. Но это не значит, что инвесторы лишены ориентиров. На самом деле из общего ряда заметно выделяются два индикатора. Первый – рынок труда. Мы не наблюдаем признаков стремительного роста зарплат, каким он должен быть при очень жестких условиях в сфере занятости. Это означает, что безработица продолжит снижаться, не разгоняя при этом инфляцию, соответственно, регулятору можно не спешить с отказом от стимулов.
Второй индикатор – цены на нефть. Регулятор, прежде всего, обращает внимание именно на базовые показатели инфляции, которые не учитывают волатильные компоненты, включая цены на энергоносители. Но, как правило, разница между основным и базовым индикаторами искусственна. Если цены на энергоносители возобновят падение, как это было на прошлой неделе, это определенно отразится и на базовом индексе потребительских цен, а значит, ЕЦБ в этом случае будет более осторожным в аспекте сворачивания стимулов.
Еще один принцип, который инвесторам не стоит игнорировать, заключается в том, что ЕЦБ может проявить креативный подход к сокращению программы количественного смягчения в отличие от Федрезерва, который с конца 2013 и в 2014 гг. урезал ежемесячный размер покупок на 10 млрд долларов (8.7 млрд евро) после каждого заседания Федерального Комитета по открытым рынкам США. В недавнем интервью двум европейским изданиям член правления ЕЦБ Бенуа Кер указал на решение регулятора о сокращении покупок активов и продлении сроков действия программы в декабре прошлого года как на возможную модель поведения Центробанка в будущем. Регулятор может объявить о сокращении объемов покупок, скажем, до 40 млрд евро в месяц и при этом продлить QE еще на полгода. В этом случае ЦБ станет ближе к тому, чтобы покончить с чистыми покупками активов и одновременно даст экономике Еврозоны больше времени на восстановление.
Но проблема этой стратегии заключается в том, что ЕЦБ должен покупать суверенные облигации в соответствии с так называемым принципом capital key, то есть пропорционально долям европейских стран в ВВП Еврозоны. Это подразумевает внушительные покупки суверенных облигаций Германии или Нидерландов, несмотря на то, что они стали более скудными отчасти по причине других правил, ограничивающих покупки со стороны ЦБ. Теоретически, этим правилам можно добавить гибкости, но практически – вряд ли осуществимо из-за политического давления, особенно со стороны немцев.
А как повлияют политические события на решение ЕЦБ о сокращении QE? Главным поводом для беспокойства, бесспорно, является Италия, которая проведет всеобщие выборы весной следующего года. Политический раскол на левоцентристов, правоцентристов и популистское «Движение 5 звезд» означает, что по итогам голосования вряд ли удастся сформировать стабильное правительство. Это может напугать рынки, спровоцировав рост спредов доходности суверенных облигаций Италии и Германии. Заставит ли итальянский кризис забыть о монетарной политике, основанной на экономических данных?
Вряд ли. Будучи третьей по величине экономикой Еврозоны, Италия определенно не та страна, которую можно игнорировать, когда речь заходит о принятии решения по сокращению стимулов. Однако все сигналы из Франкфурта показывают, что Центробанк будет принимать решения, основываясь сугубо на экономических соображениях. Как подчеркнул Драги в рамках недавней пресс-конференции, мандат Центробанка «состоит в достижении ценовой стабильности», который не прописан в поддержке государственного бюджета или где-то еще. Если Италия окажется в беде, в распоряжении монетарных властей будут другие инструменты, включающие программу «прямых денежных операций», которая подразумевает целевые покупки облигаций для проблемной страны в обмен на программу реформ.
ЕЦБ приходится соблюдать тонкий баланс между эффективной коммуникацией и способностью адаптироваться к развитию событий. Инвесторам, которые готовятся к изменениям осенью, следует проявить терпение: лучше гибкий Центробанк, чем тот, что выберет неверный путь и впоследствии признает ошибку.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу