31 августа 2017 finversia.ru Лейбов Владислав
Средства бюджета и госкомпаний в частных банках становятся миной замедленного действия.
Средства бюджета и деньги госкомпаний в частных банках превращаются из источника дешевых ресурсов в дополнительный фактор риска. Напомню, что одной из важнейших причин оттока сотен миллиардов рублей клиентов из ФК «Открытие» стало снижение рейтинга банка агентством АКРА до уровня, не позволяющего держать в банке средства бюджета и деньги пенсионных фондов.
Это событие Центробанк не смог вовремя оценить и предугадать всех его последствий. Мощный отток средств из ФК «Открытие» потребовал срочной финансовой помощи Центробанка. Беззалоговые кредиты, которые Центробанк предоставлял для поддержания текущей ликвидности ФК «Открытие», последний раз использовались регулятором во время кризиса 2008 года. Причем ситуация с оттоком средств оказалась настолько серьезной, что усугубила давно копившиеся в банке проблемы и в итоге Центробанку пришлось стать основным акционером ФК «Открытие».
Поэтому стоит взглянуть на условия нахождения средств бюджета и госкомпаний в банках более пристально. Ведь вполне возможно, что проблемы с ликвидностью, пусть и в меньшем масштабе, возникнут и у других банков.
Распределение денег государственных компаний и госбюджета между банками всегда было недостаточно прозрачно. Но в последние несколько лет в ходе зачистки банков государство и особенно – компании с госучастием потеряли на счетах в банках-банкротах немалые суммы. И теперь уже вполне официально происходит планомерное сужение круга банков, имеющих доступ к бюджетным деньгам и деньгам госкомпаний. За последние месяцы заметны серьезные изменения в правилах размещения этих денег в банках. Вот только основные из них.
Правительство ужесточает условия отбора банков, имеющих право работать со средствами госкомпаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для частных банков по шкале «АКРА» рейтинг банка должен быть не ниже ВВВ-(RU), по шкале «Эксперт РА» – не ниже уровня ruBBB-. Также банк должен иметь капитал не менее 25 млрд. рублей. Напомню – ранее с деньгами бюджета и госкомпаний могли работать более 30 банков. Сейчас же таких банков пока только семь.
Конечно, вряд ли в каком из частных банков были средства госкомпаний в столь крупных размерах, как ранее в ФК «Открытие». Тем не менее, отток средств для банков может быть довольно ощутим.
Но на этом беды банков, желающих работать с госденьгами, не кончились. 19 августа 2017 года подписано постановление правительства №986, в котором заданы правила выбора банков для размещения бюджетных средств. Основные условия жесткие – капитал банка должен быть не менее 250 млрд. рублей, банк должен либо контролироваться государством, либо иметь высокие рейтинги сразу двух российских рейтинговых агентств - по шкале «АКРА» рейтинг должен быть не ниже уровня A-(RU), по шкале «Эксперт РА» – не ниже ruА-.
В случае если банк условиям не удовлетворяет 35 дней подряд, государство перестает размещать в таком банке новые средства. Если же банк не удовлетворяет требованиям 100 дней подряд, то счета бюджета в таком банке должны быть закрыты, а деньги – досрочно изъяты.
Условию по величине капитала удовлетворяют на 1 августа всего 7 банков – Сбербанк, ВТБ и ВТБ 24, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа Банк и ФК «Открытие». Газпромбанк можно считать частным банком весьма условно. ФК «Открытие» не удовлетворяет условию уровня рейтингов с июля месяца. Альфа Банку для продолжения работы с бюджетными средствами необходимо получить рейтинг необходимого уровня у агентства «Эксперт РА», что, думаю, вполне осуществимо.
Всем остальным банкам придется на очень крупные суммы нарастить капитал для получения доступа к бюджетным деньгам. Ближайшему в рейтинге Московскому кредитному банку – на 40 млрд. рублей, остальным банкам – практически в разы. Сейчас сделать это частным банкам почти нереально. Конечно, недостаток ликвидности большинство крупных частных банков сейчас не испытывает. Но дешевая ликвидность никогда не бывает лишней даже для крупного банка. Да и ситуация с ликвидностью на финансовом рынке в России может непредсказуемо поменяться в любой момент, что мы не раз уже наблюдали.
В итоге от бюджетных денег фактически оказались отрезанными даже системообразующие частные банки. После этого вы еще продолжаете удивляться неожиданно большой прибыли Сбербанка и банков группы ВТБ? Я – нет.
Впрочем, из ряда частных банков могут быть изъяты не только средства бюджета или госкомпаний. Совет директоров Центробанка 3 июля 2017 года установил требования к рейтингам банков для целей инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ и накоплений военной ипотеки в банковские облигации и депозиты ruA- по шкале «Эксперт РА» либо A-(RU) по шкале «АКРА».
Напомню, что с 14 июля 2017 года Центробанк перестал использовать в регуляторных целях рейтинги агентств, не вошедших в специальный реестр. В настоящее время в реестр входят всего два агентства – «АКРА» и «Эксперт РА». «АКРА» создано сравнительно недавно с целью переориентации российского финансового рынка с рейтингов агентств с мировым именем на рейтинги отечественных агентств, и ему еще только предстоит заработать солидную репутацию. «Эксперт РА» существует достаточно давно, но никогда ранее не имело столь высокой значимости для участников российского финансового рынка.
Влияние российских рейтинговых агентств на финансовый рынок будет очень высоким. Насколько справедливы будут их рейтинги и насколько они будут соответствовать реалиям – большой вопрос. Напомню, что «АКРА» примерно в то же время, когда понизило рейтинг ФК «Открытие», присвоило более высокий рейтинг Россельхозбанку, финансовое положение которого требует регулярных вливаний от государства для покрытия полученных при кредитовании проблемных предприятий убытков. Аргумент прост – Россельхозбанк – банк системно значимый, владелец банка – государство, которое всегда поддержит банк деньгами. А вот при назначении рейтинга ФК «Открытие» его системную значимость «АКРА» не учло.
Насколько сам Центробанк оказался способен просчитать возможные последствия перехода на национальные рейтинги для финансового рынка – мы уже видели на примере ФК «Открытие». Но наверняка будут и менее громкие последствия, значение которых станет полностью понятно только через определенное время. Сами участники рынка не раз указывали Центробанку на существующие и возможные проблемы, а также просили увеличить срок переходного периода.
Что же касается уровня рейтингов ФК «Открытие», то, похоже, скоро настанет время их пересмотра в сторону повышения. Ведь теперь основным акционером банка стал Банк России. Неужели у «АКРА» или у «Эксперт РА» есть сомнения в возможностях мегарегулятора поддержать свой родной банк деньгами?
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Средства бюджета и деньги госкомпаний в частных банках превращаются из источника дешевых ресурсов в дополнительный фактор риска. Напомню, что одной из важнейших причин оттока сотен миллиардов рублей клиентов из ФК «Открытие» стало снижение рейтинга банка агентством АКРА до уровня, не позволяющего держать в банке средства бюджета и деньги пенсионных фондов.
Это событие Центробанк не смог вовремя оценить и предугадать всех его последствий. Мощный отток средств из ФК «Открытие» потребовал срочной финансовой помощи Центробанка. Беззалоговые кредиты, которые Центробанк предоставлял для поддержания текущей ликвидности ФК «Открытие», последний раз использовались регулятором во время кризиса 2008 года. Причем ситуация с оттоком средств оказалась настолько серьезной, что усугубила давно копившиеся в банке проблемы и в итоге Центробанку пришлось стать основным акционером ФК «Открытие».
Поэтому стоит взглянуть на условия нахождения средств бюджета и госкомпаний в банках более пристально. Ведь вполне возможно, что проблемы с ликвидностью, пусть и в меньшем масштабе, возникнут и у других банков.
Распределение денег государственных компаний и госбюджета между банками всегда было недостаточно прозрачно. Но в последние несколько лет в ходе зачистки банков государство и особенно – компании с госучастием потеряли на счетах в банках-банкротах немалые суммы. И теперь уже вполне официально происходит планомерное сужение круга банков, имеющих доступ к бюджетным деньгам и деньгам госкомпаний. За последние месяцы заметны серьезные изменения в правилах размещения этих денег в банках. Вот только основные из них.
Правительство ужесточает условия отбора банков, имеющих право работать со средствами госкомпаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для частных банков по шкале «АКРА» рейтинг банка должен быть не ниже ВВВ-(RU), по шкале «Эксперт РА» – не ниже уровня ruBBB-. Также банк должен иметь капитал не менее 25 млрд. рублей. Напомню – ранее с деньгами бюджета и госкомпаний могли работать более 30 банков. Сейчас же таких банков пока только семь.
Конечно, вряд ли в каком из частных банков были средства госкомпаний в столь крупных размерах, как ранее в ФК «Открытие». Тем не менее, отток средств для банков может быть довольно ощутим.
Но на этом беды банков, желающих работать с госденьгами, не кончились. 19 августа 2017 года подписано постановление правительства №986, в котором заданы правила выбора банков для размещения бюджетных средств. Основные условия жесткие – капитал банка должен быть не менее 250 млрд. рублей, банк должен либо контролироваться государством, либо иметь высокие рейтинги сразу двух российских рейтинговых агентств - по шкале «АКРА» рейтинг должен быть не ниже уровня A-(RU), по шкале «Эксперт РА» – не ниже ruА-.
В случае если банк условиям не удовлетворяет 35 дней подряд, государство перестает размещать в таком банке новые средства. Если же банк не удовлетворяет требованиям 100 дней подряд, то счета бюджета в таком банке должны быть закрыты, а деньги – досрочно изъяты.
Условию по величине капитала удовлетворяют на 1 августа всего 7 банков – Сбербанк, ВТБ и ВТБ 24, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа Банк и ФК «Открытие». Газпромбанк можно считать частным банком весьма условно. ФК «Открытие» не удовлетворяет условию уровня рейтингов с июля месяца. Альфа Банку для продолжения работы с бюджетными средствами необходимо получить рейтинг необходимого уровня у агентства «Эксперт РА», что, думаю, вполне осуществимо.
Всем остальным банкам придется на очень крупные суммы нарастить капитал для получения доступа к бюджетным деньгам. Ближайшему в рейтинге Московскому кредитному банку – на 40 млрд. рублей, остальным банкам – практически в разы. Сейчас сделать это частным банкам почти нереально. Конечно, недостаток ликвидности большинство крупных частных банков сейчас не испытывает. Но дешевая ликвидность никогда не бывает лишней даже для крупного банка. Да и ситуация с ликвидностью на финансовом рынке в России может непредсказуемо поменяться в любой момент, что мы не раз уже наблюдали.
В итоге от бюджетных денег фактически оказались отрезанными даже системообразующие частные банки. После этого вы еще продолжаете удивляться неожиданно большой прибыли Сбербанка и банков группы ВТБ? Я – нет.
Впрочем, из ряда частных банков могут быть изъяты не только средства бюджета или госкомпаний. Совет директоров Центробанка 3 июля 2017 года установил требования к рейтингам банков для целей инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ и накоплений военной ипотеки в банковские облигации и депозиты ruA- по шкале «Эксперт РА» либо A-(RU) по шкале «АКРА».
Напомню, что с 14 июля 2017 года Центробанк перестал использовать в регуляторных целях рейтинги агентств, не вошедших в специальный реестр. В настоящее время в реестр входят всего два агентства – «АКРА» и «Эксперт РА». «АКРА» создано сравнительно недавно с целью переориентации российского финансового рынка с рейтингов агентств с мировым именем на рейтинги отечественных агентств, и ему еще только предстоит заработать солидную репутацию. «Эксперт РА» существует достаточно давно, но никогда ранее не имело столь высокой значимости для участников российского финансового рынка.
Влияние российских рейтинговых агентств на финансовый рынок будет очень высоким. Насколько справедливы будут их рейтинги и насколько они будут соответствовать реалиям – большой вопрос. Напомню, что «АКРА» примерно в то же время, когда понизило рейтинг ФК «Открытие», присвоило более высокий рейтинг Россельхозбанку, финансовое положение которого требует регулярных вливаний от государства для покрытия полученных при кредитовании проблемных предприятий убытков. Аргумент прост – Россельхозбанк – банк системно значимый, владелец банка – государство, которое всегда поддержит банк деньгами. А вот при назначении рейтинга ФК «Открытие» его системную значимость «АКРА» не учло.
Насколько сам Центробанк оказался способен просчитать возможные последствия перехода на национальные рейтинги для финансового рынка – мы уже видели на примере ФК «Открытие». Но наверняка будут и менее громкие последствия, значение которых станет полностью понятно только через определенное время. Сами участники рынка не раз указывали Центробанку на существующие и возможные проблемы, а также просили увеличить срок переходного периода.
Что же касается уровня рейтингов ФК «Открытие», то, похоже, скоро настанет время их пересмотра в сторону повышения. Ведь теперь основным акционером банка стал Банк России. Неужели у «АКРА» или у «Эксперт РА» есть сомнения в возможностях мегарегулятора поддержать свой родной банк деньгами?
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу