Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Самый большой пузырь за всю историю, в трех диаграммах » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Самый большой пузырь за всю историю, в трех диаграммах

11 декабря 2017 DollarCollapse.com Рубино Джон
Каждый квартал на сайте Credit Bubble Bulletin Даг Ноланд публикует отчет “Поток фондов”, в котором он анализирует состояние долговых рынков и рынков ценных бумаг на основе информации Федрезерва, представленной в его отчете Z.1. Всегда поразительно наблюдать за цифрами, с которыми мы имеем дело, но в последнее время тем более, поскольку самый большой финансовый пузырь за всю историю начинает значительно перерастать своих предшественников.

Вот некоторые наиболее пугающие данные в форме диаграмм с комментариями Ноланда:

Невооруженным глазом процентные показатели долгового роста в большинстве случаев не выглядят тревожными. Но есть несколько необычных факторов, которые нужно иметь в виду. Во-первых, объем непогашенных долгов вырос настолько масштабно, что огромные кредитные экспансии (как это было, например, в третьем квартале этого года) не регистрируются как большие процентные приросты. Во-вторых, общий рост системного долга по-прежнему сдерживается исторически низкими процентными ставками и доходностями. Сложный процент не велик, и он не приводит к значительному увеличению долга, как это происходит в норме. И в-третьих, мы имеем дело с глобальным пузырем, и значительная часть глобального долгового роста наблюдается в Китае, Азии и развивающихся странах. Рынок ценных бумаг США по-прежнему является целью международных потоков.

Поскольку глобальная динамика формирования пузыря является доминирующей характеристикой этого цикла, уместно разместить данные об остальном мире (ROW) в верхней части анализа “Поток фондов”. Объем финансовых активов США в собственности ROW подскочил на $724 млрд. (в номинале) в течение квартала и достиг рекордной отметки $26,347 трлн. Таким образом, за последние три квартала прирост объема финансовых активов США в собственности ROW составил невероятные $2,144 трлн. (+16% в годовом исчислении). Какая часть этих потоков была связана с продолжающимся быстрым расширением глобального центробанковского кредита? Стоит напомнить, что объем указанных активов в собственности ROW составил $14,705 трлн. по состоянию на 2007 год и $5,639 трлн. по состоянию на 1999 год. В процентах от ВВП эти значения соответствовали 57% для 1999 года, 100% для 2007 года и 135% для 2017 года.

Самый большой пузырь за всю историю, в трех диаграммах


Между тем в третьем квартале внутренний финансовый сектор увеличил активы на $2,841 трлн. с учетом сезонной корректировки, и эти активы выросли до рекордной отметки в $95,213 трлн. В номинале финансовый сектор увеличил активы на $5,085 трлн. за последние три квартала, что эквивалентно почти на 8%-ному годовому росту. Примечательно, что за последние три квартала финансовый сектор добавил к своим активам $775 млрд. долговых бумаг, доведя их общий объем до рекордных $25,4 трлн. Пенсионные фонды были очень большими покупателем трежерис в течение квартала (+ $1,075 трлн. с учетом сезонной корректировки). За последние три квартала финансовый сектор увеличил свои вложения в корпоративные и иностранные облигации на $427 млрд. в номинале. до отметки $8,026 трлн.

Для объяснения текущей динамики на рынках ценных бумаг, купающихся в чрезмерном объеме ликвидности, достаточно взглянуть лишь на бум в “Остальном мире” и во “Внутреннем финансовом секторе”. Цифры подтверждают существование исторического финансового пузыря.

За прошедший квартал совокупная стоимость акций подскочила на $1,229 трлн. и достигла рекордного уровня в $43,969 трлн., при этом годовой прирост составил $5,923 трлн. (16,4%). Совокупная стоимость акций выросла до 224% от ВВП, по сравнению со 181% на конец третьего квартала 2007 года и с 202% на конец 1999 года. Совокупная стоимость долговых ценных бумаг в третьем квартале выросла на $171 млрд. долларов и достигла рекордной отметки $42.385 трлн., при этом годовой прирост этого показателя составил $1,080 трлн. Совокупная стоимость долговых ценных бумаг составляет 217% от ВВП страны, что чуть ниже рекордных 223%, зарегистрированных в 2013 году.



Таким образом совокупная стоимость долговых ценных бумаг и акций выросла в третьем квартале на $1,4 трлн. до рекордных $86,080 трлн. За прошедший год этот показатель вырос на $7,003 трлн., или на 9,1%. Предыдущие циклические пики этого показатели были зафиксированы на отметке $55,261 трлн. в третьем квартале 2007 года и на отметке $36,017 трлн. в конце марта 2000 года. Совокупная стоимость ценных бумаг возвысилась на конец третьего квартала к рекордной отметке 441% от ВВП страны. Это цифра затмевает предыдущие циклические пики на отметке 379% по состоянию на третий квартал 2007 года и на отметке 359% в первом квартале 2000 года. Еще один способ взглянуть на инфляцию посткризисного рынка ценных бумаг: по сравнению с циклическим пиком третьего квартала 2007 года совокупная стоимость долговых ценных бумаг и акций увеличилась к третьему кварталу 2017 года на $30,819 трлн., или на 56%.



Нет никаких сомнений в том, что финансовый сектор и иностранные потоки (особенно в виде покупок американских ценных бумаг) продолжают играть важнейшую роль в формировании американского пузыря. Возвышение цен активов и, как следствие, раздувание чистой стоимости домохозяйств –это инструмент поддержания американской экономики, существующей в условиях пузыря.

В преддверии 2018 года возникает вопрос, насколько уязвимы рынки ценных бумаг США к разворачиваемому вспять QE и снижению кредитной экспансии прочих центральных банков. Раздуванию пузыря сопутствует рост уязвимости рынков к любому замедлению кредитных и финансовых потоков. И теперь мы стали свидетелями финального параболического спекулятивного ускорения рынка, которое и предопределило судьбу Пузыря. Этот прирост обусловил зависимость рынка от необычайно больших и соответственно неустойчивых потоков. Последний отчет Федрезерва Z.1 дает неплохую иллюстрацию исторического масштаба пузыря, сформированного в американских ценных бумагах. Американские рынки оказались объектом чрезвычайно больших международных потоков, и рост стоимости ценных бумаг и активов стимулировал быстрое расширение финансового сектора.


Обратите внимание, что в двух диаграммах “% от ВВП” сегодняшние цифры сопоставляются с пиками двух предыдущих пузырей, после достижения которых происходили большие финансовые кризисы. Таким образом, тот факт, что мы преодолели две предыдущие вершины, предвещает интересные времена в будущем.

Подведем итог анализу Ноланда. США вместе с остальным миром вошли в финальную стадию схемы Понци, когда кредит должен продолжать расти беспрецедентными темпами, чтобы система не взорвалась. Но чем больше кредитов мы получаем, тем более хрупкой становится система. Неожиданное снижение рынков акций или облигаций, эскалация геополитической напряженности, рост угрозы фиатным валютам со стороны криптовалют, да и вообще что-угодно, могут разрушить фасад нормальности, создаваемый ростом цен активов.