25 декабря 2018 | Tesla Motors (SpaceX)
В начале декабря у SpaceX случился небольшой конфуз — ракета-носитель, возвращаясь, ушла в сторону от посадочной площадки и приземлилась в океан. Кадры неудачной посадки облетели все СМИ, а вот что было дальше — писал мало кто. Специально для наших инвесторов мы перевели заметку из Wired с рассказом о дальнейшей судьбе как бустера, так и запусков компании. Если вкратце — все хорошо и идет по плану.
Восток Орландо на той неделе напоминал растревоженный улей — компания SpaceX спасала первую ступень ракеты-носителя, упавшую в океан у побережья Флориды. Несмотря на попытки сохранить атмосферу секретности, жадная толпа зевак ловила каждую кроху информации. Ради возможности хотя бы мельком увидеть потерявшуюся ступень некоторые даже бронировали вертолетные экскурсии.
В свой первый и единственный полет злосчастная ступень B1050 отправилась 5 декабря — выводить в космос грузовую капсулу "Dragon". С ее возвращением на Землю компания отметила бы четвертую посадку на сушу за год. Ступень выполнила основную цель, а затем совершила серию запланированных воздушных маневров для возвращения на твердую почву.
Снижение шло по плану, но перед самой посадкой возникли отклонения от траектории. Вместо того, чтобы направиться к земле, B1050 всерьез решила искупаться в Атлантическом океане. Живой интерес ракеты к водным процедурам вызвал у многих вздох облегчения: на земле она бы, скорее всего, взорвалась. Позже SpaceX заявили, что виной всему неисправный стабилизатор, который должен был помочь ступени выровнять траекторию падения в атмосфере.
Некогда блестящая черно-белая ступень превратилась в груду обугленных останков, которые два дня дрейфовали, подобно гигантскому бую, пока спасатели не вытащили их на сушу. B1050 с торчащими опорами подпрыгивала на волнах, а рядом качались два спасательных корабля SpaceX.
7 декабря ступень доставили в порт и поставили к причалу рядом с кораблем под названием Of Course I Still Love You. Спасателям SpaceX предстояло поднять ступень на палубу и убрать выпущенные опоры (на палубе это гораздо проще, чем в океане). Еще четыре дня ушло на удаление опор и стабилизаторов, после чего удалось точно оценить ущерб.
Учитывая, сколько дней B1050 провела в соленой воде, она выглядела неплохо. Перемычка (черный промежуточный отсек между ступенями) была серьезно повреждена, но в целом оказалось, что ступень в неплохой форме. Оставшись без опор, B1050 несколько дней сиротливо пролежала на палубе, пока ее, наконец, не отправили в один из цехов компании — скорее всего, на разборку.
SpaceX до сих пор не объявила официальную причину неточной посадки B1050. Ветер в день запуска мог вызвать осложнения, но вскоре после падения B1050 в океан президент компании Илон Маск опубликовал твит о поломке стабилизатора и рассказал, что ракета продолжала передавать информацию. Ранее в этом году Falcon 9 намеренно посадили на воду, но позже все равно демонтировали. То, что на этот раз ступень осталась в рабочем состоянии, — хороший знак. Вечный оптимист Маск даже написал в твиттере, что компания, возможно, найдет отработавшей ступени применение для собственного использования (привет, Starlink). Но в этом есть серьезные сомнения.
С тех пор, как SpaceX начала возвращать ракетные ступени, это первый случай, когда Falcon не удалось приземлиться, куда задумано. И хотя компания всегда стояла на том, что ракеты, которые можно быстро восстанавливать и использовать многократно, — это ключ к серьезному удешевлению космических полетов, не все их миссии вписываются в эту концепцию.
После запуска у отработавшей ступени должно оставаться достаточно топлива, чтобы добраться до места приземления, но на особенно серьезных миссиях это невозможно. Например, гигантским спутникам связи требуется слишком много топлива для взлета, и для посадки его попросту не хватит. На этой неделе у SpaceX как раз намечен такой запуск — последний в этом году взлет ракеты Falcon, которая понесет на орбиту GPS-спутник ВВС США. Это первый заказ службы нацбезопасности, и первый из многих спутников, отправку которых ВВС планируют поручить SpaceX.
Трудно переоценить важность миссии, которая станет первым военным заказом SpaceX по программе Evolved Expendable Launch Vehicle. Контракт стоимостью в $82,7 млн. компания получила в 2016 году. Это первый шаг к поддержке проекта многоразовых ракет со стороны ВВС, и SpaceX необходимо вернуть уверенность в стабильной работе возвращаемых ступеней.
Источник: wired.com
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Восток Орландо на той неделе напоминал растревоженный улей — компания SpaceX спасала первую ступень ракеты-носителя, упавшую в океан у побережья Флориды. Несмотря на попытки сохранить атмосферу секретности, жадная толпа зевак ловила каждую кроху информации. Ради возможности хотя бы мельком увидеть потерявшуюся ступень некоторые даже бронировали вертолетные экскурсии.
В свой первый и единственный полет злосчастная ступень B1050 отправилась 5 декабря — выводить в космос грузовую капсулу "Dragon". С ее возвращением на Землю компания отметила бы четвертую посадку на сушу за год. Ступень выполнила основную цель, а затем совершила серию запланированных воздушных маневров для возвращения на твердую почву.
Снижение шло по плану, но перед самой посадкой возникли отклонения от траектории. Вместо того, чтобы направиться к земле, B1050 всерьез решила искупаться в Атлантическом океане. Живой интерес ракеты к водным процедурам вызвал у многих вздох облегчения: на земле она бы, скорее всего, взорвалась. Позже SpaceX заявили, что виной всему неисправный стабилизатор, который должен был помочь ступени выровнять траекторию падения в атмосфере.
Некогда блестящая черно-белая ступень превратилась в груду обугленных останков, которые два дня дрейфовали, подобно гигантскому бую, пока спасатели не вытащили их на сушу. B1050 с торчащими опорами подпрыгивала на волнах, а рядом качались два спасательных корабля SpaceX.
7 декабря ступень доставили в порт и поставили к причалу рядом с кораблем под названием Of Course I Still Love You. Спасателям SpaceX предстояло поднять ступень на палубу и убрать выпущенные опоры (на палубе это гораздо проще, чем в океане). Еще четыре дня ушло на удаление опор и стабилизаторов, после чего удалось точно оценить ущерб.
Учитывая, сколько дней B1050 провела в соленой воде, она выглядела неплохо. Перемычка (черный промежуточный отсек между ступенями) была серьезно повреждена, но в целом оказалось, что ступень в неплохой форме. Оставшись без опор, B1050 несколько дней сиротливо пролежала на палубе, пока ее, наконец, не отправили в один из цехов компании — скорее всего, на разборку.
SpaceX до сих пор не объявила официальную причину неточной посадки B1050. Ветер в день запуска мог вызвать осложнения, но вскоре после падения B1050 в океан президент компании Илон Маск опубликовал твит о поломке стабилизатора и рассказал, что ракета продолжала передавать информацию. Ранее в этом году Falcon 9 намеренно посадили на воду, но позже все равно демонтировали. То, что на этот раз ступень осталась в рабочем состоянии, — хороший знак. Вечный оптимист Маск даже написал в твиттере, что компания, возможно, найдет отработавшей ступени применение для собственного использования (привет, Starlink). Но в этом есть серьезные сомнения.
С тех пор, как SpaceX начала возвращать ракетные ступени, это первый случай, когда Falcon не удалось приземлиться, куда задумано. И хотя компания всегда стояла на том, что ракеты, которые можно быстро восстанавливать и использовать многократно, — это ключ к серьезному удешевлению космических полетов, не все их миссии вписываются в эту концепцию.
После запуска у отработавшей ступени должно оставаться достаточно топлива, чтобы добраться до места приземления, но на особенно серьезных миссиях это невозможно. Например, гигантским спутникам связи требуется слишком много топлива для взлета, и для посадки его попросту не хватит. На этой неделе у SpaceX как раз намечен такой запуск — последний в этом году взлет ракеты Falcon, которая понесет на орбиту GPS-спутник ВВС США. Это первый заказ службы нацбезопасности, и первый из многих спутников, отправку которых ВВС планируют поручить SpaceX.
Трудно переоценить важность миссии, которая станет первым военным заказом SpaceX по программе Evolved Expendable Launch Vehicle. Контракт стоимостью в $82,7 млн. компания получила в 2016 году. Это первый шаг к поддержке проекта многоразовых ракет со стороны ВВС, и SpaceX необходимо вернуть уверенность в стабильной работе возвращаемых ступеней.
Источник: wired.com
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу