12 января 2019 utmedia
В этом году единороги, особенно в технологическом секторе, будут торопиться с IPO. И это неудивительно: комфортная жизнь под крылом у частных инвесторов, похоже, заканчивается. Переводим статью Алекса Вильгельма с Crunchbase.
Многие знаменитые единороги (растущие компании с рыночной оценкой стоимости от 1 миллиарда долларов) технологического рынка, которые нетипично долго оставались частными, собираются в следующем году выйти на биржу. Но их календарные планы только что ужались.
Согласно данным JP Morgan и сообщениям CNBC, IPO единорогов, запланированные на 2019 и 2020, ускоряются. Возможно, чтобы сорвать максимальный куш, а возможно, чтобы урвать хоть что-то.
Главная цитата:
После резкого обвала на рынке акций [в декабре] инвестиционные банкиры изо всех сил пытаются помочь компаниям как можно раньше разобраться с документами в 2019 году, так как риск, что атмосфера на рынках станет еще менее дружелюбной, велик [по словам Дженнифер Насон, председателя правления финансового холдинга JP Morgan].
В интервью она заявила: «Все, кто собирался получить публичный статус в 2019 году, ускоряются». «Вероятно, первая половина 2019 может оказаться лучше второй половины и 2020 года».
В принципе, это не так уж удивительно.
Коррекция на фондовом рынке и ожидаемые IPO единорогов в последние месяцы стали главной темой для разговоров в технологических кругах.
Рассмотрим взаимодействие двух трендов. Многие частные технологические компании развивались в благоприятных условиях. Они неспешно взрослели, подпитываясь бесконечными дешевыми финансовыми вливаниями, крепли благодаря длительной экономической экспансии и прочности фондовой биржи. Так единороги и их старшие по стоимости братья десятироги разрастались до огромных масштабов и становились все ценнее.
Но даже самые большие компании в какой-то момент обязаны обеспечить инвесторам ликвидность, а многие единороги не могли заставить себя запустить IPO — им это было просто не нужно. В конце концов, это же так удобно: получить еще один транш от частного инвестора, подрасти лишний годик, передвинуть прибыли еще дальше в будущее — и все без необходимости отвечать перед акционерами!
Можно сказать, эта модель работала чем дольше, тем лучше. На рынке венчурного инвестирования в последние кварталы размеры чеков повышались, а количество их получателей снижалось — этот тренд хорошо заметен в повышении числа супергигантских (от 100 миллионов долларов и выше) раундов инвестирования и небывалом оживлении в мире китайских стартапов в последние годы. В итоге потенциально доступный для американских единорогов капитал становился все больше и больше, и у них развился так называемый «синдром Питера Пэна».
Но повышение доходов ведет к росту рыночной стоимости, а значит, вопрос потенциальной ликвидности таких компаний становится все острее. Чем дороже фирма, тем важнее ее планируемый выход. А чем масштабнее, тем меньше вероятность, что выходом станет поглощение. IPO становится практически неминуемым.
Но до сих пор эта неотвратимость не пугала — ведь на публичных рынках дела шли исключительно в гору. Amazon достигли отметки в триллион, перед ними Apple попали в яблочко, и все выглядело невероятно радужно. Опасности были где-то далеко, и дела шли просто замечательно.
Страх
А потом все изменилось. И опасность стала серьезнее.
Главные индексы начали снижаться, возникла угроза роста медвежьих тенденций, и единороги, которым нужно успеть стать публичными, пока обстановка не испортилась, вынуждены считать каждое мгновение. Если, скажем, Uber слишком долго промедлит с выходом на IPO, ее частная оценка может оказаться слишком далека от ожиданий публичных инвесторов, и компании придется выходить на биржу с изрядно урезанной оценкой.
А если эту математику применить к нескольким разным IPO, то инвесторам, основателям и сотрудникам компаний придется несколько снизить свои ожидания. Для компаний это станет нарушением обязательств перед сотрудниками, которые получали часть доходов акциями. Кому понравится сокращение зарплаты? А нанимателям не хочется отпускать их на технологический рынок труда — ведь спрос на нем очень велик.
Итак, акции падают, а компании ускоряются с IPO в надежде на красивый выход до того, как все станет хуже, и пытаясь спасти свою текущую оценку.
Но мы уже видели, что происходит, когда публичные рынки проверяют «домашку» частных рынков и находят ошибки в расчетах. Blue Apron разорвали в клочья на фондовой бирже; Snap движется к тому же, а любимец эпохи единорогов Dropbox торгуется ниже стоимости IPO, и его ценность по сравнению с 2014 годом упала на несколько миллиардов.
Но если компания в любом случае видит свой выход в IPO, то лучше раньше, чем позже — иначе она рискует потерять контроль над ситуацией ради сомнительной выгоды.
Таким образом, привычная аккуратная очередь на IPO в 2019-2020 годах рискует превратиться в настоящую давку. Готовьтесь.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу