10 марта 2009 InoPressa
Невнятная и сбивчивая речь, сонный вид и растерянность. Поведение японского министра финансов Сиоити Накагавы на состоявшейся 14 февраля пресс-конференции Большой семерки в Риме стало яркой иллюстрацией положения в экономике и политике Страны восходящего солнца. Г-н Накагава, которому через несколько дней пришлось уйти в отставку, объяснил свое очевидное опьянение воздействием «препарата от простуды». Но против болезни, которая поразила Японию, готового лекарства не существует.
За последний квартал 2008 года японская экономика потеряла 3,3% - это третье квартальное снижение подряд. Главная причина - падение спроса на японские товары за рубежом, усугубляющееся сильной иеной. Экономисты прогнозируют, что в нынешнем году спад составит около 4%, что вдвое больше, чем в Америке и Европе.
«Мы имеем дело с самым тяжелым экономическим кризисом со времен Второй мировой войны», - заявил министр экономики Каору Йосано, который занял также пост министра финансов после ухода г-на Накагавы. Прибыли корпораций рухнули по итогам прошлого года на 89%. Объемы производства крупных фирм упали на 20-40%. У компании Toyota этот показатель уменьшился наполовину. Лидирующие японские компании - от NEC до Nissan - сократили рабочие места и урезали инвестиции. Ожидается, что объем промышленного производства опустится до уровней 1980-х годов.
Попытки правительства решить экономические проблемы напоминают невразумительное выступление Накагавы. Из 12,6 трлн иен (примерно 150 млрд долларов), предусмотренных планом стимулирования экономики, продвигаемым правящей Либерально-демократической партией Японии (ЛДПЯ), на сегодня в дело пущена только четверть. Такое запаздывание обусловлено тупиковой политической ситуацией. Отчасти это связано с тем, что план раздачи 2 трлн иен непосредственно японским гражданам встретил весьма прохладное отношение общественности и был отвергнут главной оппозиционной силой страны - Демократической партией Японии (ДПЯ).
Премьер-министр Таро Асо, Каору Йосано и руководство ЛДПЯ келейно разработали еще более крупный план стимулирования экономики, на 30 трлн иен, который они планируют обнародовать после прохождения через парламент бюджета на 2009 год. Этот новый план выглядит более обнадеживающим по сравнению с тем, что предлагалось ранее. Предусматриваемые им инвестиции - в частности, в строительство новой взлетно-посадочной полосы и терминала в токийском аэропорту Ханеда, что должно превратить его в настоящий международный аэропорт, - будут способствовать росту промышленного производства. Но, памятуя об изнурительных дискуссиях по бюджету и всех тех трудностях, с которыми проходил предыдущий, гораздо более скромный пакет стимулирования экономики, рассчитывать на то, что удастся провести втихомолку разработанный новый, не приходится.
Самая большая угроза для экономики таится не в бизнесе и не в финансах. Она лежит в политической сфере. Репутация г-на Асо изорвана в лохмотья серией ошибок и политическим шараханьем из стороны в сторону. Последний пример: в феврале он заявил, что в бытность свою министром выступал против приватизации почты Японии. А ведь это было коронным номером политической линии кабинета Дзюнъитиро Коидзуми, занимавшего пост премьера с 2001 по 2006 год. Коидзуми, который собирается уйти из политики, но остается весьма популярным, назвал точку зрения Асо «смехотворной», чем ослабил поддержку последнего в рядах его партии.
Таро Асо, невзирая на возмущение общественности, поначалу выказал полную поддержку министру финансов. Пьянство не пьянство, а Накагава был одним из самых умных людей в кабинете министров Японии, и г-н Асо всегда мог на него положиться. ЛДПЯ находится у власти (с 11-месячным перерывом) с 1955 года, но, согласно некоторым опросам, уровень одобрения самого Асо не превышает 10%. Ожидается, что на следующих всеобщих выборах, которые Таро Асо должен назначить на сентябрь, победит ДПЯ. Однако у нее еще меньше идей относительно путей выхода из экономического кризиса. Возможно, демократической партии и удастся поднять кубок за победу с «лекарством от простуды», но унаследует она тяжкое похмелье.
© 2009 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
За последний квартал 2008 года японская экономика потеряла 3,3% - это третье квартальное снижение подряд. Главная причина - падение спроса на японские товары за рубежом, усугубляющееся сильной иеной. Экономисты прогнозируют, что в нынешнем году спад составит около 4%, что вдвое больше, чем в Америке и Европе.
«Мы имеем дело с самым тяжелым экономическим кризисом со времен Второй мировой войны», - заявил министр экономики Каору Йосано, который занял также пост министра финансов после ухода г-на Накагавы. Прибыли корпораций рухнули по итогам прошлого года на 89%. Объемы производства крупных фирм упали на 20-40%. У компании Toyota этот показатель уменьшился наполовину. Лидирующие японские компании - от NEC до Nissan - сократили рабочие места и урезали инвестиции. Ожидается, что объем промышленного производства опустится до уровней 1980-х годов.
Попытки правительства решить экономические проблемы напоминают невразумительное выступление Накагавы. Из 12,6 трлн иен (примерно 150 млрд долларов), предусмотренных планом стимулирования экономики, продвигаемым правящей Либерально-демократической партией Японии (ЛДПЯ), на сегодня в дело пущена только четверть. Такое запаздывание обусловлено тупиковой политической ситуацией. Отчасти это связано с тем, что план раздачи 2 трлн иен непосредственно японским гражданам встретил весьма прохладное отношение общественности и был отвергнут главной оппозиционной силой страны - Демократической партией Японии (ДПЯ).
Премьер-министр Таро Асо, Каору Йосано и руководство ЛДПЯ келейно разработали еще более крупный план стимулирования экономики, на 30 трлн иен, который они планируют обнародовать после прохождения через парламент бюджета на 2009 год. Этот новый план выглядит более обнадеживающим по сравнению с тем, что предлагалось ранее. Предусматриваемые им инвестиции - в частности, в строительство новой взлетно-посадочной полосы и терминала в токийском аэропорту Ханеда, что должно превратить его в настоящий международный аэропорт, - будут способствовать росту промышленного производства. Но, памятуя об изнурительных дискуссиях по бюджету и всех тех трудностях, с которыми проходил предыдущий, гораздо более скромный пакет стимулирования экономики, рассчитывать на то, что удастся провести втихомолку разработанный новый, не приходится.
Самая большая угроза для экономики таится не в бизнесе и не в финансах. Она лежит в политической сфере. Репутация г-на Асо изорвана в лохмотья серией ошибок и политическим шараханьем из стороны в сторону. Последний пример: в феврале он заявил, что в бытность свою министром выступал против приватизации почты Японии. А ведь это было коронным номером политической линии кабинета Дзюнъитиро Коидзуми, занимавшего пост премьера с 2001 по 2006 год. Коидзуми, который собирается уйти из политики, но остается весьма популярным, назвал точку зрения Асо «смехотворной», чем ослабил поддержку последнего в рядах его партии.
Таро Асо, невзирая на возмущение общественности, поначалу выказал полную поддержку министру финансов. Пьянство не пьянство, а Накагава был одним из самых умных людей в кабинете министров Японии, и г-н Асо всегда мог на него положиться. ЛДПЯ находится у власти (с 11-месячным перерывом) с 1955 года, но, согласно некоторым опросам, уровень одобрения самого Асо не превышает 10%. Ожидается, что на следующих всеобщих выборах, которые Таро Асо должен назначить на сентябрь, победит ДПЯ. Однако у нее еще меньше идей относительно путей выхода из экономического кризиса. Возможно, демократической партии и удастся поднять кубок за победу с «лекарством от простуды», но унаследует она тяжкое похмелье.
© 2009 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу