28 марта 2009 InoPressa
Саммит "Большой двадцатки" в Лондоне ставит перед собой слишком большие задачи. Но сосредоточиться следует только на том, что необходимо сделать прямо сейчас.
Повестка дня, намеченная мировыми лидерами для саммита "Большой двадцатки", который должен открыться 2 апреля в Лондоне, впечатляет. Все включенные в нее пункты представляют проблемы, которые, конечно, хорошо бы обсудить. Но сейчас не время говорить о том, как перестроить регулирование финансовой системы или как прогнозировать кризисы: надо срочно спасать мировую экономику и систему мировой торговли. Когда у вас горит дом, вы тушите этот пожар, а не думаете о том, как предотвратить будущие.
Перейти к главному
Лондонский саммит представляет собой продолжение предыдущей встречи мировых лидеров, которая состоялась в Вашингтоне в последние месяцы президентства Буша. Она дала скромные результаты, если не считать весьма расплывчатых успокоительных заявлений. Наиболее полезным стало решение включить в состав участников будущих встреч лидеров таких перспективных стран, как Китай, Индия и Бразилия, – наряду со "старыми" членами "Большой восьмерки". С тех пор мировая экономика вошла в рецессию, и правительствам многих стран пришлось разработать свои собственные планы выхода из кризиса. Масса людей надеется, что от лондонской встречи будет толк, и туманные заверения в том, что все будет хорошо, уже не пройдут.
Памятуя об этом – и о своих слабых позициях дома, – премьер-министр Великобритании Гордон Браун разработал повестку дня поистине эпического размаха. Саммит должен не только стимулировать экономику и осудить протекционизм, но также усилить роль МВФ и других международных финансовых организаций, перестроить финансовое регулирование, создать систему "раннего предупреждения" кризисов и спасти бедных. Создается впечатление, что г-н Браун считает, что больная мировая экономика подчиняется желаниям правительств – лишь бы эти желания были достаточно грандиозными.
Однако, взваливая на себя непосильную ношу, саммит, скорее всего, только ослабит действенность усилий политиков. Намечено за один день сделать слишком много – особенно с учетом того, что американская администрация, до конца не сформированная и перегруженная работой, к сожалению, не готова взять инициативу. В обширной повестке дня каждый может найти что-то себе по нраву, но там же можно найти и поводы для разногласий с другими участниками. Американцы подозревают европейцев в желании создать глобальную систему регулирования, которая может угрожать суверенитету США; европейцы не согласны с призывами американцев, чтобы правительства других стран влили в экономику еще больше денег, – частично это связано с тем, что их беспокоит повышение роли государств в экономике; азиатские страны, которые возлагают вину за кризис на США и Великобританию, не желают усиления МВФ, пока им не будут предоставлены более широкие права в управлении этой организацией. Участники саммита могут прийти к согласию по таким второстепенным вопросам, как отношение к странам – "налоговым убежищам" (кстати, ни одна из таких стран на встрече не будет представлена) и отношение к бонусам для топ-менеджеров банков (ведь можно беспрепятственно ругать банкиров, не боясь потерять голоса избирателей). Однако если говорить о первоочередных проблемах, то разочаровывающий результат предопределен.
Лидеры G20 в Лондоне должны отложить в сторону всё и отдать все свои силы решению двух действительно насущных проблем. Это, во-первых, наращивание правительственных мер экономического стимулирования. Америка права, когда утверждает, что спрос со стороны частного сектора резко упал, и поэтому главным движителем экономики остается только государственный сектор. Одни правительства, например китайское, пошли на огромные госрасходы, но некоторые другие могли бы сделать гораздо больше, чем до сих пор. Одним из шагов в данном направлении могло бы стать утроение ресурсов МВФ с доведением их до 750 млрд долларов – так, чтобы он мог предоставлять больше помощи развивающимся странам (при этом спорный вопрос об управлении фондом может подождать). Другой шаг – согласие стран G20 откликнуться на призыв МВФ о принятии скоординированного плана экономического стимулирования на сумму, составляющую 2% мирового ВВП. Это будет не только более эффективно, но и поставит заслон утечке государственных средств за рубеж.
Вторым приоритетом для саммита должно стать создание единого фронта противодействия протекционизму. И это не должны быть только правильные слова, которые так легко пропускать мимо ушей. Участники лондонского саммита должны дать обещание снизить таможенные тарифы и взять на себя обязательство не прибегать к имеющемуся в их распоряжении арсеналу легальных мер защиты торговли – таких как антидемпинговые расследования, всплеск которых наблюдается в последнее время, – и гарантировать, что субсидии собственным товаропроизводителям не будут дискриминационными по отношению к иностранным компаниям. Если мировые лидеры смогут сделать эти две вещи, то можно будет считать, что они сделали лучшее из того, что было в их силах.
© 2009 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Повестка дня, намеченная мировыми лидерами для саммита "Большой двадцатки", который должен открыться 2 апреля в Лондоне, впечатляет. Все включенные в нее пункты представляют проблемы, которые, конечно, хорошо бы обсудить. Но сейчас не время говорить о том, как перестроить регулирование финансовой системы или как прогнозировать кризисы: надо срочно спасать мировую экономику и систему мировой торговли. Когда у вас горит дом, вы тушите этот пожар, а не думаете о том, как предотвратить будущие.
Перейти к главному
Лондонский саммит представляет собой продолжение предыдущей встречи мировых лидеров, которая состоялась в Вашингтоне в последние месяцы президентства Буша. Она дала скромные результаты, если не считать весьма расплывчатых успокоительных заявлений. Наиболее полезным стало решение включить в состав участников будущих встреч лидеров таких перспективных стран, как Китай, Индия и Бразилия, – наряду со "старыми" членами "Большой восьмерки". С тех пор мировая экономика вошла в рецессию, и правительствам многих стран пришлось разработать свои собственные планы выхода из кризиса. Масса людей надеется, что от лондонской встречи будет толк, и туманные заверения в том, что все будет хорошо, уже не пройдут.
Памятуя об этом – и о своих слабых позициях дома, – премьер-министр Великобритании Гордон Браун разработал повестку дня поистине эпического размаха. Саммит должен не только стимулировать экономику и осудить протекционизм, но также усилить роль МВФ и других международных финансовых организаций, перестроить финансовое регулирование, создать систему "раннего предупреждения" кризисов и спасти бедных. Создается впечатление, что г-н Браун считает, что больная мировая экономика подчиняется желаниям правительств – лишь бы эти желания были достаточно грандиозными.
Однако, взваливая на себя непосильную ношу, саммит, скорее всего, только ослабит действенность усилий политиков. Намечено за один день сделать слишком много – особенно с учетом того, что американская администрация, до конца не сформированная и перегруженная работой, к сожалению, не готова взять инициативу. В обширной повестке дня каждый может найти что-то себе по нраву, но там же можно найти и поводы для разногласий с другими участниками. Американцы подозревают европейцев в желании создать глобальную систему регулирования, которая может угрожать суверенитету США; европейцы не согласны с призывами американцев, чтобы правительства других стран влили в экономику еще больше денег, – частично это связано с тем, что их беспокоит повышение роли государств в экономике; азиатские страны, которые возлагают вину за кризис на США и Великобританию, не желают усиления МВФ, пока им не будут предоставлены более широкие права в управлении этой организацией. Участники саммита могут прийти к согласию по таким второстепенным вопросам, как отношение к странам – "налоговым убежищам" (кстати, ни одна из таких стран на встрече не будет представлена) и отношение к бонусам для топ-менеджеров банков (ведь можно беспрепятственно ругать банкиров, не боясь потерять голоса избирателей). Однако если говорить о первоочередных проблемах, то разочаровывающий результат предопределен.
Лидеры G20 в Лондоне должны отложить в сторону всё и отдать все свои силы решению двух действительно насущных проблем. Это, во-первых, наращивание правительственных мер экономического стимулирования. Америка права, когда утверждает, что спрос со стороны частного сектора резко упал, и поэтому главным движителем экономики остается только государственный сектор. Одни правительства, например китайское, пошли на огромные госрасходы, но некоторые другие могли бы сделать гораздо больше, чем до сих пор. Одним из шагов в данном направлении могло бы стать утроение ресурсов МВФ с доведением их до 750 млрд долларов – так, чтобы он мог предоставлять больше помощи развивающимся странам (при этом спорный вопрос об управлении фондом может подождать). Другой шаг – согласие стран G20 откликнуться на призыв МВФ о принятии скоординированного плана экономического стимулирования на сумму, составляющую 2% мирового ВВП. Это будет не только более эффективно, но и поставит заслон утечке государственных средств за рубеж.
Вторым приоритетом для саммита должно стать создание единого фронта противодействия протекционизму. И это не должны быть только правильные слова, которые так легко пропускать мимо ушей. Участники лондонского саммита должны дать обещание снизить таможенные тарифы и взять на себя обязательство не прибегать к имеющемуся в их распоряжении арсеналу легальных мер защиты торговли – таких как антидемпинговые расследования, всплеск которых наблюдается в последнее время, – и гарантировать, что субсидии собственным товаропроизводителям не будут дискриминационными по отношению к иностранным компаниям. Если мировые лидеры смогут сделать эти две вещи, то можно будет считать, что они сделали лучшее из того, что было в их силах.
© 2009 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу