Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Не стоило выходить на биржу. 6 самых неудачных IPO двадцать первого века » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Не стоило выходить на биржу. 6 самых неудачных IPO двадцать первого века

10 декабря 2019 РБК | РБК Quote Гаврикова Валентина
Социальная сеть, сервис такси, разработчик лекарств. Все эти компании потерпели неудачу при выходе на биржу. Рассказываем, что пошло не так при шести худших IPO последних лет

IPO — аббревиатура, в переводе означающая «первичное размещение акций». Компания выставляет ценные бумаги на биржу, когда ей необходимы дополнительные деньги для развития. Обычно на этот шаг идут компании, достигшие более или менее прочного положения в бизнесе и готовые идти дальше.

Полученные от продажи акций деньги обычно идут на финансирование долгосрочных проектов. При этом, в отличие от кредитов или облигаций, возвращать привлеченные средства не требуется. Кроме того, выход на биржу помогает компании улучшить репутацию. Доверие к ней растет. Другие компании охотнее заключают сделки, а банки легче дают кредиты.

Наибольший риск в этом случае несут покупатели акций. В случае неудачного IPO ценные бумаги за короткий срок могут потерять в цене несколько десятков процентов. Именно так случилось со следующими шестью компаниями.

Uber

Сервис такси Uber вышел на биржу в мае 2019 года. Morgan Stanley и Goldman Sachs, которые готовили Uber к первичному размещению, оценили своего клиента в $120 млрд. Сама компания решила проявить осторожность, чтобы учесть опасения инвесторов по поводу растущих убытков компании.

Поэтому Uber вышел на IPO с оценкой $82 млрд, в первоначальная цена акций составила $45. Осторожность оказалась оправданной. В первый же день торгов акции компании упали на 7,6%, а следующие торги завершились снижением на 11%. Со времени IPO они подешевели на 38% и сейчас торгуются на уровне $27,86 за бумагу.

Эксперты объяснили слабый спрос на акции значительными убытками Uber. За 10 лет существования компания так и не сумела получить прибыль. И на IPO она вышла с чистым убытком в $1 млрд.

Тем не менее первичное размещение акций Uber стало одним из крупнейших в истории. Компания выручила $8,1 млрд, а ее капитализация составила $76 млрд. По капитализации на момент проведения IPO компания оказалась на третьем месте в США после Alibaba и Facebook, а по объему привлеченных средств — на 9 строчке.

Xiaomi

Производитель смартфонов Xiaomi провел IPO в июле 2018 года. Компания выбрала в качестве площадки для размещения Гонконгскую биржу. Всего китайская компания выпустила 2,18 млрд акций, их первоначальная цена составила 17 гонконгских долларов, то есть порядка $2,17 за штуку.

Исходя из этого инвесторы оценили компанию в $54 млрд. В Bloomberg назвали это значительным достижением. Между тем, в ходе подготовки торгов в 2017 году предполагалось, что Xiaomi сможет достичь $100 млрд. Не оправдались ожидания и в отношении суммы привлеченных средств. Производитель собрал $4,7 млрд вместо запланированных $10 млрд.

В первый день торгов акции Xiaomi выросли до 19 гонконгских долларов ($2,42). Однако затем они устремились вниз и к настоящему моменту подешевели на 50%, до 9,32 гонконгских долларов за штуку.

Недостаточный интерес инвесторов к акциям Xiaomi, возможно, связан с их изначальной переоценкой, предположили аналитики. Кроме того, причиной мог стать конфликт между США и Китаем. Сейчас аналитики считают ценные бумаги Xiaomi недооцененными.

Facebook

IPO социальной сети Facebook было самым ожидаемым с 2004 года, когда размещение акций на бирже проводил Google. Однако, когда это событие произошло, его назвали «худшим выходом на биржу за несколько лет».

Facebook провел первичное размещение акций на бирже NASDAQ 18 мая 2012 года. Тогда социальную сеть оценили в $104 млрд, а первоначальная цена акций составила $38 за бумагу. Организатором IPO стал банк Morgan Stanley. Спрос на бумаги компании был высоким. В банке даже решили увеличить объем размещения. Зря.

В первый день торгов котировки акций Facebook взлетели было до $45, однако вскоре развернулись и завершили день всего на $0,23 выше цены размещения. Facebook удалось остаться в плюсе лишь потому, что Morgan Stanley активно скупал акции, чтобы хоть как-то поддержать котировки.

В последующие два дня акции в совокупности подешевели на 20%. Изначальных $38 акции Facebook сумели достичь лишь в августе 2013 года.

Падению акций в первый день торгов также способствовал сбой в системе на бирже. Из-за этого инвесторы в течение нескольких часов не могли понять, исполняются ли их заявки. Кроме того, заявки исполнялись некорректно. Поэтому многие игроки не сумели купить акции по заявленной цене.

Тем не менее Facebook сумел разместить 421,2 млн акций и привлек $16 млрд. Это сделало IPO компании одним из крупнейших за всю историю биржевой торговли в США. Несмотря на неудачный старт Facebook сумел успешно распорядиться привлеченными средствами. Сейчас акции соцсети торгуются в пять раз выше, чем в первый день торгов.

BATS Global Markets

Еще одной жертвой сбоя стала американская BATS Global Markets, владеющая несколькими электронными фондовыми биржами и торговыми системами, а также предлагающая финансовые услуги. В марте 2012 года компания решила провести IPO на собственной торговой площадке. К продаже предлагались 6 млн бумаг по начальной цене $16 за акцию.

В первые же секунды в программном узле определения лучшей стоимости произошел сбой. В результате котировки рухнули до $0,04 за штуку — то есть обесценились в 400 раз. Торги были остановлены, а позже IPO и вовсе было отменено.

Omeros

IPO биотехнологической компании Omeros стало главным провалом 2009 года. В то время Omeros проводил третью фазу испытания препарата для улучшения работы суставов. Руководителям фармацевтической компании необходимы были дополнительные деньги для завершения испытаний.

Omeros вышла на биржу 7 октября 2009 года. В компании надеялись привлечь $80 млн по цене одной акции $10. Однако собранная сумма составила всего $62 млн. Кроме того, из 42 компаний, которые провели IPO в 2009 году, акции Omeros теряли цену самыми быстрыми темпами. В первый день торгов они упали на 3%, а к концу месяца падение снижение достигло 47%.

Падению акций способствовала новость о том, что прямо перед запланированным IPO бывший генеральный директор Ричард Кляйн обвинил компанию в фальсификациях для получения грантов Национального института здравоохранения (NIH) США.

Vonage

В 2006 году компания интернет-телефонии Vonage управляла более чем половиной североамериканского рынка голосовой связи. Однако бизнес оказался неприбыльным. Из-за высоких затрат компания за пять лет потеряла $310 млн. К 2006 году доминированию Vonage начали угрожать другие компании, вышедшие на рынок с аналогичными услугами.

Чтобы собрать деньги на развитие в сложных условиях, компания вышла на IPO в мае 2006 года. Компания выпустила акции по $0,17 за бумагу, надеясь выручить $531 млн. Однако руководство Vonage провело IPO необычным образом. Компания предложила 13,5% акций, выпущенных для IPO напрямую своим клиентам.

Для этого андеррайтеры создали специальный сайт, чтобы клиенты могли покупать акции онлайн. По иронии судьбы, технологическая компания была уничтожена технологическими неполадками. Из-за сбоя в работе сайта клиентам поступало сообщение, что покупка и оплата не прошли.

В результате акции компании подешевели на 30% только за первую неделю торгов. А через несколько дней клиентам сообщили, что их запрос на покупку был успешен, но они должны ее оплатить. Разгневанные инвесторы подали в суд на андеррайтеров и компанию.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу