После обвала из-за вспышки коронавируса мировые рынки быстро восстановились, достигнув новых рекордов. Экономист, предсказавший кризис 2008 года, считает, поведение инвесторов слишком самонадеянным
Мировые рынки обманывают себя в отношении многих факторов, связанных с коронавирусом, уверен известный американский экономист Нуриэль Рубини. По его мнению, участники рынка действуют, исходя из неправильных предпосылок. И именно это является причиной рекордного роста на фондовых биржах. В своей статье в Financial Times он развенчал четыре самых популярных заблуждения среди инвесторов.
Во-первых, рынки в течение продолжительного времени убеждали себя, что эпидемия коронавируса ограничится Китаем. Но сейчас становится ясно, что бедствие принимает масштабы глобальной пандемии. «И мы еще не знаем, сколько других стран в Азии и других частях мира столкнется с серьезной вспышкой — скорее всего, еще больше, чем сейчас», — пишет Рубини.
По данным сайта worldometer, на текущий момент случаи заражения вирусом зафиксированы в Северной Корее (1261 чел.), Италии (374), Японии (172), Иране (139) и еще около 40 странах. Всего из 81279 заболевших в мире умерло 2770 человек.
Во-вторых, ожидалось, что негативные последствия коронавируса достигнут пика к концу первого квартала, а затем эпидемия пойдет на спад. Но уже в конце февраля стало понятно, что это не так.
Дело в том, что жители Китая пережидают эпидемию дома. Рабочие места опустели. Китаю нанесен масштабный ущерб, а международные цепочки поставок серьезно нарушены. При этом на Китай приходится около 20% мирового ВВП. Во время вспышки атипичной пневмонии (SARS) доля страны составляла всего 4%.
Эпидемия коронавируса может подорвать деловое доверие и снизить активность потребителей. По прогнозу Рубини, компании предпочтут приостановить рост капитальных затрат до тех пор, пока не увидят, насколько острым и масштабным будет распространение вируса.
Потребители же уже сейчас предпочитают отсиживаться дома — даже в США, где число заболевших составляет 57 человек и нет ни одного смертельного случая. «Это незначительно по сравнению с тем, что произойдет, если инфекция действительно ударит по США», — пишет экономист.
В-третьих, Рубини критикует идею V-образного восстановления экономики. Он предлагает представить, что Китай сдержит вирус и его влияние на экономику ограничится первым кварталом. Даже если квартальное производство Китая снизится на 2%, то это означает 8% в годовом выражении. Из этого следует, что V-образное восстановление потребует годового роста ВВП выше тех 6%, которые китайская экономика демонстрировала до появления вируса.
«Вера в способность экономики Китая расти на 4% за квартал «героически оптимистична», — считает Рубини.
В-четвертых, ожидать быстрой помощи политиков бессмысленно.
«Фискальная политика будет реагировать очень медленно или не реагировать вообще, учитывая политические и другие ограничения. У центральных банков кончились патроны: как вы думаете, насколько еще более негативными могут стать ставки Европейского центробанка, Банка Японии и других? У американского Федрезерва остается лишь около 1,5 процентного пункта в запасе», — пишет экономист.
Вспышка коронавируса — это прежде всего негативный шок с точки зрения поставок, из-за которого замедляется экономический рост, увеличиваются издержки и инфляция. С помощью кредитно-денежной политики урегулировать такое нельзя, заключил Нуриэль Рубини.
Нуриэль Рубини — американский экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета. Рубини — один из самых авторитетных экспертов в мире по вопросам глобальных финансов. Он предсказал глобальный финансовый кризис 2007-2009 годов.
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу