30 лет роста: российский рынок телекома » Элитный трейдер
Элитный трейдер


30 лет роста: российский рынок телекома

2 марта 2020
Почти 140 лет назад появились первые телефонные станции в Москве и Санкт-Петербурге. За последние 23 года уровень цифровизации местной телефонной сети вырос с 13% до 94% в городской местности и с 0,7% до 84,9% — в сельской.

30 лет роста: российский рынок телекома


В последние пять лет на территории страны в 2,5 раза выросло число активных абонентов беспроводного наземного доступа в Интернет, на 40% увеличилось число активных абонентов сотовой связи с заявленной скоростью более 256 Кбит/сек. Сокращается количество пользователей фиксированной телефонии. На наших глазах разворачивается история рынка телекоммуникаций в России, и движущим фактором здесь выступают компании, представленные на российском рынке.



Очень короткий ликбез по типам доступа к сети Интернет:

Сотовая связь, она же сеть подвижной связи — один из видов мобильной радиосвязи, ключевой особенностью которой является деление общей зоны покрытия на ячейки (или соты), зависящие от зоны покрытия отдельных базовых станций. Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной, ровной и без застройки, территории зона покрытия одной станции представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот).
Широкополосный доступ знаком каждому, кто пользуется «домашним» Интернетом. Такой тип подключения осуществляется с использованием проводных, оптоволоконных и беспроводных линий связи различных типов.
Спутниковая связь основана на использовании в качестве ретрансляторов искусственных спутников Земли.

Внедрение сотовой связи началось в России с 1990 года, коммерческое использование — на год позже. В 1990-е позволить себе сотовый телефон и услуги операторов связи могли себе единицы. До смены операторами бизнес-модели после кризиса 1998, когда «элитарная» услуга смогла стать массовой за счет существенного снижения стоимости разговора.

Первым сотовым оператором еще в СССР выступила компания «Дельта Телеком». К слову, она просуществовала до 2016 года, предоставляя услуги сети под торговой маркой «Скай Линк». Крупнейшие ныне известные операторы сотовой связи в России: «Билайн», «Мегафон», МТС«, «Теле2» — появились в 1992-1993 годах. Ниже вы можете увидеть, как менялся рынок и какие этапы он прошел.



Крупнейшей телекоммуникационной компанией в 2018 году остается «МТС», его выручка составила 448,1 млрд рублей за год, также в тройке операторов «Мегафон» с выручкой 330 млрд рублей и «Билайн» — 291,5 млрд рублей. Лидер среди компаний, предоставляющих доступ к проводной связи, «Ростелеком». По консолидированной выручке лидирует «Вымпелком» (569,7 млрд рублей), затем идут «МТС» (480,3 млрд руб.) и «Мегафон» (335,5 млрд руб.)

Сейчас это компании, которые выступают не только операторами связи, но и провайдерами цифровых услуг. Они развивают дополнительные направления: технологии «Умного дома», облачные технологии, телевизионный доступ.



Во всем мире надежды на развитие рынка телекоммуникаций связаны с сетями 5G, в России об их важности тоже говорят, даже на самом высоком уровне. Но 5G-частоты в стране принадлежат силовым ведомствам, которые не стремятся с ними расставаться. И, по мнению CnewsAnalytics, базовым подключением может стать довольно экзотический диапазон 4,4-4,9 ГГц.

В последние годы российский телекоммуникационный рынок рос медленнее мирового. На 2018-й аналитики предсказывали еще большее отставание по темпам роста (1% против 2% в мире), однако оговаривались, что существенные коррективы может внести старт программы «Цифровая экономика».

В 2018 году, и по оценкам аналитиков, и по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, рост составил более 3%. Сравнивать две экспертные оценки, не разобравшись в методологии, не вполне верно, однако общее представление о состоянии рынка они дают.



Серьезно осложняет жизнь телекоммуникационных компаний государственное регулирование рынка. Вступивший в силу в июле 2018 года под эгидой «антитеррора» пакет Яровой обязывает операторов связи и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки… Все, чем так любят обмениваться пользователи, в течение полугода, а сообщения, отправленные в сети — 30 дней. Возникшая обязанность хранить огромные массивы данных потребовала таких же затрат от бизнеса. Например, МТС с учетом масштабов бизнеса предположил расходы на ближайшие от 2018 года пять лет в размере 60 млрд рублей, «Мегафон» оценил собственные затраты на закон в 40 млрд рублей, а «Билайн» — в 45 млрд.

Еще компании потратятся на установку «технических средств противодействия угрозам», которые им предоставит Роскомнадзор для реализации «закона о суверенном интернете», вступившем в силу с 1 ноября 2019.

И по традиции, закончим обзор компаний на телекоммуникационном рынке теми, кто не обошел стороной рынок облигаций. Первый выпуск облигаций был размещен в 1993 году компанией «Кировэлектросвязь» объемом в 110 млн рублей под 5,6%. Всего после первого размещения на рынок облигаций выходили 47 компаний из этого сегмента. На конец январе в обращении находятся 50 выпусков восьми эмитентов объемом 487,5 млрд рублей. Крупнейшими являются «МТС» (162,5 млрд рублей), «Мегафон» (155 млрд рублей) и «Ростелеком» (75 млрд рублей).

И о менее заметных объемах на рынке. Первый в списке «ЭР-Телеком Холдинг», разместивший три выпуска облигаций общим объемом 11 млрд рублей. Два выпуска на 8 млрд в настоящий момент находятся в обращении, средневзвешенная ставка по ним — 10,8%. «Тот-кого-все-узнали» — «Дэни колл» и его один выпуск облигаций на 1 млрд рублей по ставке 13,5% годовых.


(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter