Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Антикризисные меры - прямое субсидирование пострадавших отраслей » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Антикризисные меры - прямое субсидирование пострадавших отраслей

9 апреля 2020 ИХ "Финам" Одинцов Александр
Даже во время Великой Депрессии процессы сжатия денежной массы и падения совокупного спроса были растянуты на несколько месяцев. Сейчас этот процесс носит шоковый характер (!), пострадавшие отрасли сразу лишаются основной части выручки (кроме тех, кто может работать дистанционно). Такого не было никогда.

По оценке "Деловой России", потери рабочих мест только в Москве могут составить около 1 млн человек (!), 50% компаний могут "погибнуть полностью". Российский совет торговых центров (РСТЦ) считает, что остановка работы ТЦ из-за карантина может привести к потере около 10 млн (!) рабочих мест к концу апреля в масштабах всей страны. По мнению ЦМАКПа, режим самоизоляции затронет не менее 15 млн работников, т.е. в зоне риска по России может оказаться около 20% рабочих мест! По оценке аналитической службы FinExpertiza, вынужденная неделя простоя обходится бизнесу в 1 трлн руб. недополученной выручки, а месяц обернется потерей 5,5 трлн руб. оборота, что сопоставимо с 5% российского ВВП. При этом около 30% этой суммы - это безвозвратные потери, восстановление которых возможно только при условии активного роста экономики.

Слабость правительственной программы в том, что в ней недостаточно проработаны вопросы прямой помощи населению, они не направлены на стимулирование спроса (сравните с программой США), большая часть мер сводится к возможности перенести срок своих обязательств (кредиты, аренда, налоги), либо к принуждению – выплатить заработную плату, что явно увеличивает убытки бизнеса, которые он несет из-за отсутствия выручки. Как сказал Reuters предприниматель Дмитрий Володин: "(Они говорят) платите зарплату, а с чего ее платить, никто не говорит". В качестве поддержки государство дает налоговые послабления, однако они не сопоставимы с обязательствами бизнеса.

20 марта ЦБ рекомендовал банкам провести реструктуризацию кредитов заболевших заемщиков, без начисления штрафов и пеней, разрешив банкам не формировать по таким кредитам повышенные резервы. ЦБ также запустил программу выдачи кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса - льготное рефинансирование ссуд МСБ под 4%, а также о выдаче кредитов под 0% на зарплату сотрудников. Но карантин привел в зону риска значительно больший объем активов: не "отдельных пострадавших заемщиков", а основную массу кредитного портфеля всех пострадавших отраслей!

По данным ЦБ на 01.01.2019 объем кредитов компаний малого и среднего бизнеса - 6,8 трлн. руб. Согласно (оптимистичной) оценке "Эксперт РА" просрочка по кредитам малому и среднему бизнесу может вырасти до 17%. Однако из приведенных выше данных следует, что она может составить не менее 30%. ЦБ также разрешил кредитным организациям до 2021 года не переоценивать ценные бумаги из-за обвала на фондовом рынке. Меры ЦБ позволят украсить "бумажные" показатели банков – ликвидность и капитал.

Основной удар придется на малый бизнес, который не имеет никаких "подушек" и все свои расходы, включая выплату зарплаты и аренды тратит из текущей выручки. Сейчас очень многие представители бизнеса критикуют правительственные меры, указывая, что они не способны предотвратить ущерб пострадавшим отраслям. Компании, работающие по "серым" схемам, вряд ли будут что-то выплачивать сотрудникам. "Белым" компаниям проще отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск или просто уволить, сократить заработную плату. Так сейчас реально и происходит, по данным ЦСР, 29% компаний отправили работников в неоплачиваемый отпуск, а еще 22% планируют сделать это в ближайшее время.

У всех пострадавших компаний образуется финансовая дырка в размере месячной выручки. Далее - они не смогут выплатить аренду, а в свою очередь, владельцы помещений не смогут погасить кредиты, на которые эти помещения (часто) куплены. Значительная часть сотрудников малого бизнеса живут на съемных квартирах. Из чего они будут платить аренду? Произойдет падение ставок аренды, что также ударит по собственникам помещений. Если банки начнут массово обращать взыскания на предмет залога, мы можем получить кризис на рынке недвижимости. Падение доходов сотрудников компаний ударит по их кредитоспособности, начнутся просрочки по кредитам и ипотеке. Ипотечное кредитование замедлится. Далее – просядет рынок жилья, уже есть оценки падения на 5-15%.

Далее механизм неплатежей ударит по банкам (несмотря на меры ЦБ, которые украсят их показатели на "бумаге"), снижая их ликвидность и капитал, а, следовательно, и способность к кредитованию, поскольку им надо выплачивать депозиты и проценты по ним.

Падение доходов вызовет развитие дефляционной спирали и цепочки дефолтов по обязательствам субъектов рынка, сокращение денежного предложения. Меры по борьбе с вирусом могут запустить масштабный, возможно сравнимый с 90-ми, механизм перераспределения собственности в пользу крупных компаний и наиболее состоятельных лиц. При этом так называемый средний и так не многочисленный средний класс может вообще кануть в небытие. Далее это вызовет значительные потери бюджета за счет сокращения налоговой базы.

Более эффективными будут меры не по введению моратория на исполнение обязательств, а по предотвращению кризиса неплатежей. С этой целью предлагается прокредитовать (с компенсацией процентов из бюджета) весь бизнес из пострадавших отраслей в размере 90% месячной выручки (для компенсации провала за апрель) на срок до двух лет, но только при условии (!) сохранения рабочих мест. Даже если карантин не будет продлен, за счет падения населения доходов в апреле выручка компаний в мае будет вряд ли восстановлена.

На эти цели в апреле может уйти 5.5 трлн рублей, в мае – около 2,5 трлн руб., итого около 8 трлн руб. Но это не расходы (!) из бюджета (и не расходы из ФНБ), до 90% этих средств должно вернуться. Конечно, здесь есть риски, что кто-то из этих компаний обанкротится или "кинет" кредитующие банки, но в целом это даст выигрыш бюджету за счет сохранения налоговой базы. Риск потерь по этим кредитам может составить около 10% или 0,5-0,8 трлн руб. Возможно ЦБ РФ с целью минимизации потерь может порекомендовать использовать какие-то дополнительные методики или скоринговые оценки бизнеса с целью минимизации данных потерь.

Альтернативные потери для банковской системы только по двум секторам – около 30% от 6.8 трлн руб. (кредиты МСБ) и 2 трлн руб. (сектор недвижимости) т.е. почти 2,6 трлн руб. Это как раз та ситуация, когда лучше влить деньги, чтобы спасти активы, нежели сэкономить, но потом потерять больше. Впрочем, цели, в том числе от развития кризиса, могут быть разные.

Совокупные чистые активы банковской системы на 01.01.2020 составляют 92,6 трлн руб., объем антикризисного кредитования не так уже велик – всего (!) 5-8% активов банков. В качества фондов могут быть частично использованы средства ФНБ. Это позволит компаниям выполнить обязательства по зарплате и аренде, а арендаторам - перед банками и не допустить значительного падения объема денег в экономике.

Отметим, что антикризисные меры США, Франции, Германии, Италии дают пострадавшим компаниям взять кредиты на самых льготных условиях. Если карантин продлится только до 30 апреля, но в мае ситуация может быть еще сложная, предлагаемые меры позволят сохранить значительную часть российской экономики.

Но самый главный и катастрофический риск – дальнейшее продление карантина. Кризис затрагивает интересы десятков миллионов людей (!) и может вызвать кардинальные обострения противоречий элит и самой системы, сходную с концом 80-х.

Напрашивается аналогия с другим событием планетарного масштаба - аварией на ЧАЭС, вызвавшей распад такого колосса как СССР.