Почему ритейлеры сокращают магазины и к чему готовятся » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почему ритейлеры сокращают магазины и к чему готовятся

2 июня 2020 БКС Экспресс Щеглов Виктор
Краткосрочные последствия для продуктовых и непродуктовых ритейлеров довольно сильно разнятся: первые продемонстрируют рост продаж в 1 квартале 2020 года, вероятно, продолжится во 2 квартале на фоне режима самоизоляции, панических закупок продовольствия, перехода на магазины, расположенные вблизи дома, в то время как вторые покажут замедление динамики продаж в свете закрытия офлайн-магазинов во время самоизоляции.

Средне- и долгосрочные последствия будут в целом одинаковыми для обоих видов ритейлеров: фокус на развитии ИТ/онлайн-продаж, логистике и доставке. Маржа останется под давлением из-за замедления экономики, ожидаемого снижения доходов потребителей и дополнительных расходов, связанных с мерами борьбы с COVID, такими как ограничения в магазинах, наборы для дезинфекции и так далее.

«Магнит»

Компании использовали текущую ситуацию в полной мере, отчет за 1й квартал показал феноменальные темпы роста. Что интересно, магнит наконец-то взял реванш опередив X5 по темпам роста выручки. Важный момент – это эффективность магазинов, если ранее Х5 был лучшим в этом показателе, то на основании последнего отчета видно, что и магазины Магнита в старых магазинах стала выше.

«Обувь России»

Акции ритейлеров на развивающихся рынках (EM) в сегменте обуви и одежды подешевели на 50-87% с момента IPO Обуви России в октябре 2017 года. Котировки OBUV также просели (-83%), а мультипликатор 12MF P/E достиг рекордного минимума 2,1х (против среднего значения 13x для EM и 7,5x для российской непродуктовой розницы). Стоит отметить:

Обувь России сосредоточилась на бизнесе по предоставлению денежных займов, который должен сгенерировать не менее 47% прогнозируемой EBITDA в 2020 г., а новый формат маркетплейса может обеспечить до 9% к 2022 году доля же основного бизнеса, по оценкам, опустится ниже 40% к 2022 году.

Большой разрыв в оценке: мультипликаторы OBUV 2020e P/E 3,1x и EV/EBITDA 4,8x предполагают дисконт к аналогам EM 80% и 30% соответственно – немаловажный момент.

«Детский мир»

Последний отчет показал снижение продаж в апреле, однако это не стало сюрпризом с учетом карантинных мер, которые привели к закрытию некоторых магазинов, снижению трафика и изменению поведения покупателей (режим экономии). В то же время мы ожидаем, что начавшееся в мае восстановление продаж продолжится и в 3 квартале 2020 года.

Мы также увидели дополнительные расходы на меры поддержки в период коронавируса, такие, как найм новых сотрудников, защитные комплекты (маски, перчатки, антисептик и так далее), а также промоакции для держателей карт лояльности, специальные цены для отдельных групп покупателей (пенсионеры, медработники) – эти последствия могут оказаться значительными, если связанные с COVID ограничения сохранятся. Вместе с тем режим самоизоляции и повышенной готовности привел к дополнительным расходам на продукты питания и другие товары первой необходимости, которые простимулировали рост продаж в 1 квартале 2020 и продолжили оказывать поддержку как минимум в апреле-мае.

В сегменте непродуктовой розницы мы отмечаем закрытие офлайн-магазинов, что определенно затрудняет работу, но, по всей видимости, скоро этот период закончится. В некоторых случаях («Детский мир», «М.Видео») ритейлеры откладывают принятие решения по дивидендам или совсем отказываются от выплат. В краткосрочном плане внимание сектора будет сосредоточено на доставке, каналах онлайн-продаж и логистике.

Средне- и долгосрочная динамика будет зависеть от темпов дальнейшего роста. Почти все ритейлеры существенно сокращают планы открытия новых магазинов в свете негативных макроэкономических факторов и пытаются сосредоточиться на внутренней эффективности и развитии существующих магазинов. Кроме того, фокус продолжает смещаться от гипермаркетов и супермаркетов в сторону магазинов «у дома». В новых условиях особую важность приобретают цепочки поставок (продукты питания, товары), а также онлайн-платформы. Долгосрочный фокус явно сдвигается в сторону развития ИТ-инфраструктуры.

Резюмируя, можно сказать, что в среднесрочной-долгосрочной перспективе ритейл будет находиться под давлением, и основной причиной будет снижение реальных доходов населения и ростом затрат на меры борьбы с COVID (в том числе на трансформацию бизнеса).

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter