Железные дороги поедут - с государственной помощью » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Железные дороги поедут - с государственной помощью

25 июня 2020 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Эпидемия коронавируса затронула многие отрасли, и прежде всего транспортный сектор, которому почти некого и нечего было возить в последнее время. Объём пассажирских и грузовых перевозок, а также показатели работы участников отрасли значительно снизились. По различным оценкам, объёмы перевозок пассажиров и грузов упали за последние месяцы на 50-90% в зависимости от вида транспорта, перевозок и введенных мер по противодействию вирусу.

Не стали исключением и железные дороги: вынужденная остановка работы многих грузоотправителей привела к тому, что перевозимых товаров стало гораздо меньше, а самоизоляция подкосила пассажирские перевозки. И если грузовой сегмент отрасли ещё поддержали перевозки товаров медицинского назначения, то значительное сокращение числа пассажиров привело к отмене большинства поездов как дальнего следования, так и пригородного сообщения.

По мере отмены санитарно-эпидемиологических мероприятий ситуация в транспортной отрасли постепенно меняется в лучшую сторону: увеличиваются объёмы перевозки грузов, растёт пассажиропоток, однако до полного восстановления в отрасли ещё далеко. Пройдёт немало времени, прежде чем различные перевозчики смогут вернуться к докризисным показателям. В первую очередь, нужно отметить, что за время пандемии коронавируса не изменилась расстановка сил в транспортной отрасли, здесь не появилось нового игрока, который способен подвинуть традиционных перевозчиков. Телепортировать людей и грузы цивилизация пока не умеет, так что в борьбе за них по-прежнему сойдутся автомобильный и железнодорожный, авиационный и внутренний водный, морской и трубопроводный транспорт - хотя последний, конечно, будет конкурировать за наливные грузы, а не за пассажиров.

Понятно, что не стоит ждать кардинальных изменений в предпочтениях грузоотправителей: как грузы возили раньше, так будет и в дальнейшем. Тем не менее, конкуренция между разными видами транспорта сохранится и даже может вырасти в условиях значительного сокращения спроса на их услуги. Например, в пассажирских перевозках борьба уже началась. Ряд авиакомпаний снизил тарифы, чтобы привлечь больше пассажиров, ввёл дополнительные услуги. Ответ других участников данного рынка не заставит себя ждать, ведь они тоже заинтересованы в скорейшем восстановлении перевозок. Особенно это касается железнодорожников, которые традиционно конкурируют с авиацией. В условиях слабого спроса снижение тарифов на поездки по железной дороге вместе с одновременным увеличением количества предоставляемых услуг может стать той мерой, которая поддержит железнодорожный транспорт и позволит ему быстрее восстанавливать свои позиции.

Что касается перевозки грузов по железной дороге, то сокращение объёмов перевозки привело не только к уменьшению операционных показателей многих участников, но и к возникновению проблем, которых не наблюдалось много лет. Например, появился не просто профицит подвижного состава различного назначения, но и проблема его хранения (отстоя). Пока он не был востребован, он занимал много места на железных дорогах, что влияло на сохранившиеся перевозки. Или, например, большое количество свободных полувагонов при сохранении и даже росте объёмов перевозки контейнеров по железной дороге привело к появлению предложения перевозить их в полувагонах, что может помочь сократить объём простаивающего вагонного парка. Отказываться от традиционного способа перевозки на фитинговых платформах, понятное дело, никто не собирается, но возможность доставки в полувагонах, может, по разным оценкам, увеличить объёмы контейнерных перевозок, как в транзитном, так и во внутреннем сообщении. Не исключено, что в ближайшее время могут появиться и другие предложения, направленные на скорейшее восстановление и даже увеличение объёмов перевозок по железной дороге.

В рамках антикризисной поддержки ОАО "Российские железные дороги" получило помощь от государства, но возможности государства не бесконечны. Кроме того, у компании есть множество различных проектов, на которые требуются значительные средства. Возникает вопрос: где их взять? Опять у государства? Вариант, конечно, возможный, но к нему есть вопросы. Проводить заимствования на рынке? Тоже не самый лучший вариант, учитывая, что многие проекты компании требуют значительные средства, рассчитаны на много лет, а окупаться будут долго. Если привлечь деньги на этих условиях и возможно, то стоимость таких заимствований может быть высокой, что компанию вряд ли устраивает. Вариант с продажей принадлежащих перевозчику активов тоже маловероятен, так как ранее уже был реализован значительный объем имущества. Например, компанией были проданы "Вагонная ремонтная компания–2" и "Вагонная ремонтная компания–3", а "Вагонную ремонтную компанию-1" РЖД планирует оставить у себя во владении.

Учитывая вышеизложенное, возможно, имело бы смысл рассмотреть частичной приватизации РЖД. Такой вариант может стать вполне привлекательным как для инвестора, так и для самой компании. Нельзя исключать и вариант с проведением IPO, причём это может быть народное IPO. Бизнес РЖД понятен, что она делает – хорошо известно, так что её ценные бумаги могут вызвать большой интерес среди населения. И нынешняя пандемия может стать тем рубежом, после которого развитие железных дорог ускорится, а объёмы перевозок увеличатся, станут удобнее и безопаснее.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter