Джордан Белфорт зарабатывал миллионы на махинациях на фондовом рынке, пока не попал в тюрьму. По его истории даже сняли фильм «Волк с Уолл-стрит». Рассказываем, чем стал известен «профессиональный лжец»
Режиссер Мартин Скорсезе снял про Джордана Белфорта фильм под названием «Волк с Уолл-стрит», где его сыграл Леонардо Ди Каприо. В январе бывший брокер подал в суд на создателей картины - компанию Red Granite Pictures, потребовав с них $300 тыс. Причиной стало то, что компанию обвинили в отмывании денег в Малайзии с помощью создания этого фильма.
Белфорт заявил, что ничего об этом не знал и никогда бы не согласился продавать права на экранизацию, если бы был в курсе махинаций. Он рассчитывал на то, что это будет первая в его жизни честная сделка, но не вышло. Рассказываем историю бывшего брокера, который зарабатывал на манипуляциях рынком.
Первый день на Уолл-стрит стал настоящим адом
В 1987 году Джордан Белфорт пришел на стажировку в инвестиционную компанию L.F. Rothschild. Она вела свою историю с конца XIX века и закончила вскоре после краха фондового рынка в «черный понедельник» в том же 87-м году.
Там он начал с позиции дозвонщика. За плечами у 24-летнего парня уже был провалившийся бизнес и куча долгов. Он вложился в производство морепродуктов и арендовал 26 грузовиков, но дело прогорело, а кредиторы постоянно досаждали звонками.
«По правде сказать, я не думаю, что ты создан для этой работы. Ты похож на мальчишку, а Уолл-стрит — это не место для юнцов. Это место для киллеров. Место для хладнокровных наемников», — сказал ему новый начальник в первый день работы, писал Белфорт в своих мемуарах.
Старший брокер фирмы Марк Ханна говорил Джордану, что в продаже акций не нужно быть скромнягой, и если ты занимаешься бизнесом, то нужно уметь надавить на человека. По словам Белфорта, он рекомендовал принимать кокаин, чтобы легче набирать номера богатых бизнесменов.
После открытия рынка в первый день работы Джордана в брокерском зале раздавался рев от говорящих по телефону и кричащих в трубки людей. «В комнате начался настоящий ад», — отмечал он. В тот день Ханна продал акции Microsoft на $25 млн, вспоминал Белфорт, хотя сам он об этой компании тогда еще не слышал.
Актеры Марго Робби и Леонардо Ди Каприо на премьере фильма «Волк с Уолл-стрит» в Великобритании (Фото: Ian Gavan / Getty Images)
Деньги потекли рекой
Впоследствии Джордан и сам превратился в «мерзкого типа», «профессионального лжеца», который манипулировал людьми, как он сам говорил о себе. В 1990-х он открыл собственную инвестиционную фирму Stratton Oakmont, которая изначально размещалась в магазине подержанных автомобильных запчастей, а потом переехала в офисное здание с подземной парковкой. Компания продавала бумаги богатейшим инвесторам США.
Белфорт говорил, что зарабатывал по $1 млн в неделю. Он купил поместье у председателя Нью-Йоркской фондовой биржи, вертолет, лимузин и устраивал вечеринки. Кроме того, он принимал много наркотиков. По его словам, у него были разные прозвища, но любимым оставалось «волк с Уолл-стрит».
«Мы зарабатывали невероятные деньги. Предполагалось, что брокер-новичок должен получить $250 тыс. за первый год работы. Меньшая сумма вызывала сомнения в его профпригодности», — писал Белфорт.
На второй год заработок должен был увеличиваться до $500 тыс., а к третьему брокер должен был получить $1 млн. «И это были минимальные цифры. Настоящие профессионалы получали в три раза больше», — говорил Джордан. Сотрудникам также разрешали держать в офисе своих домашних животных, и там обосновались хорьки, игуаны, змеи, тарантулы, попугай ара и другие питомцы богатых брокеров.
Особенно хорошо среди подчиненных Белфорт относился к своей секретарше Джанет, которая защищала его от незваных посетителей. Он даже устроил ей свадьбу и повел к алтарю вместо отца, так как ее родители к тому времени умерли. По его словам, он всегда старался делать так, чтобы она чувствовала себя нужной и любимой.
В 1991 году про Stratton Oakmont написал Forbes, после чего на фирму началась «атака прессы», которая постоянно ее ругала. По словам Джордана, издание назвало его «извращенной версией Робин Гуда, который грабит богатых и отдает деньги себе и развеселой банде своих брокеров», но после этого у дверей компании выстроилась очередь из желавших там работать.
Джордан Белфорд на премьере фильма «Волк с «Уолл-стрит» в Нью-Йорке (Фото: Rob Kim / Getty Images)
Проблемы с законом
Stratton Oakmont занималась подготовкой IPO различных компаний, а потом сама же тайно покупала большие пакеты их акций. Белфорт рассказывал, что использовал номинальных, фиктивных владельцев ценных бумаг , которых называли «подставными». На Уолл-стрит было много номинальных владельцев, и с их помощью законно можно было приобретать не более 5% акций компании. Таким образом в Stratton Oakmont нарушали законодательство о ценных бумагах.
По словам Джордана, Комиссия по ценным бумагам и биржам США постоянно пыталась придумать новые правила, чтобы ее «прижать». В итоге она подала иск против брокерской фирмы.
«Проблема заключалась в том, что в существовавших на тот момент законах было больше дыр, чем в швейцарском сыре. Конечно, этими дырами на Уолл-стрит пользовались не только мы — по сути дела, все это делали. Просто мы делали это гораздо более нагло, чем остальные», — писал он в своей книге. Он отмечал, что с такими «подставными» владельцами были проблемы. Одна из них заключалась в том, как оформить передачу денег так, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Особенно в случае миллионов долларов. Нужно было заключить договор об обязательном обратном выкупе, что было запрещено.
Эту схему он провернул и с обувной компанией модельера и бизнесмена Стивена Мэддена, который также был номинальным владельцем бумаг. С помощью своей фирмы Джордан помог ему выйти на биржу. Но до этого Белфорт вложил в нее $500 тыс. и завладел 85% акций. Через пять месяцев после IPO компании он продал 5% своих бумаг за $500 тыс.
Белфорт имел возможность поднимать цену акций компании Мэддена и опускать ее, как только посчитает нужным, покупая или продавая бумаги в больших объемах. У него появился рычаг давления и способ шантажировать бизнесмена.
Каков был план? Белфорт хотел выпустить на рынок 2 млн лотов акций, половину из которых сразу оказалась бы на счетах у его «подставных». А потом он выкупил бы эти лоты обратно по $5-6 за штуку и перевел их на свои брокерские счета. А затем стал бы поднимать цену бумаг с помощью своей фирмы. Так он и сделал.
При этом цену бумаг при размещении на бирже поручили определить Белфорту, который в этом вопросе не руководствовался балансом спроса и предложения. За один день брокеры из Stratton Oakmont подняли стоимость акций на 500%.
«Я ощущал какое-то извращенное чувство гордости: два придурка из Комиссии по ценным бумагам и биржам сидят сейчас в моем конференц-зале и пытаются найти следы жалкого револьверного выстрела, а я тем временем прямо перед их носом палю из базуки», — говорил Джордан.
Последствия все же настигли «Волка с Уолл-стрит»
Иски против Stratton Oakmont подавала не только Комиссия по ценным бумагам и биржам, но и Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам. В итоге в 1996 году фирму закрыли. В 1999 году Белфорта и его партнера Дэнни Поруша обвинили в мошенничестве с ценными бумагами и отмывании денег. Джордан признал себя виновным, и его приговорили к четырем годам тюрьмы. Однако он заключил с властями сделку, дав показания против своих партнеров, и в результате отсидел всего 22 месяца.
«С моральной точки зрения он был достойным порицания человеком. Восхищение было бы неправильным словом, но с точки зрения манипулирования рынком он один из лучших», — говорил о нем Грег Коулман, специальный агент ФБР, который вел дело против Белфорта.
После освобождения Белфорт должен был выплачивать пострадавшим клиентам Stratton Oakmont, а их было более 1,5 тысяч, 50% своих доходов. До 2009 года он должен был вернуть почти $110,4 млн. Тем не менее в 2013 году федеральные прокуроры подали на него жалобу и заявили, что он не выплатил надлежащую сумму. Он перечислил только $11,6 млн, в основном за счет продажи недвижимости. Белфорт заключил с федеральными властями новую сделку о завершении выплат.
«Я был плохим парнем. Но я не был таким изначально. Вы можете стать нечувствительными к своим собственным действиям — это легко на Уолл-Стрит», — говорил он о себе.
Несмотря на все это, теперь Джордан выступает как мотивационный оратор. В середине августа этого года он стал партнером платформы RagingBull, где будет обучать новичков-трейдеров торговле на бирже.
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу