Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стоит ли покупать облигации «Транскапиталбанка» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стоит ли покупать облигации «Транскапиталбанка»

13 ноября 2020 Тинькофф Банк Зверинский Максим
«Транскапиталбанк» — частный российский банк из топ-50 по активам и капиталу. Крупнейшие акционеры — частные лица, включая менеджмент банка, и шесть российских компаний. Основные направления деятельности — кредитование компаний и населения, а также операции с ценными бумагами.

Банк размещает облигации на Московской бирже — с текущей доходностью 14%. Тем не менее рейтинг эмитента низкий. Чтобы понять, стоит ли инвестору вкладывать свои деньги в «Транскапиталбанк», я решил провести анализ эмитента по открытым данным. Все рассуждения и выводы основаны на финансовых отчетах по МСФО с сайта банка. Доступ к ним имеет любой желающий.

Вот на что я обратил внимание при анализе финансового состояния банка:

Убыточные годы.
Нестабильность собственного капитала.
Разрыв ликвидности.
Низкая процентная маржа.
Высокий показатель CIR.
Недостаточное резервирование.
Концентрация кредитов у крупных заемщиков.
Смена акционеров.
Почти бесплатные миллиарды от АСВ.

Расскажу обо всем по порядку.

Убыточные годы

Банк два года подряд завершает с отрицательным финансовым результатом. За пять с половиной лет банк получил 1,588 млрд рублей чистой прибыли.

Для сравнения, «Локо-банк» за этот же период заработал 12,016 млрд рублей, занимаясь той же деятельностью. При этом у «Локо-банка» в три раза меньше активов.

Нестабильность финансовых результатов уже настораживает. Но всегда нужно смотреть на совокупность факторов.

Стоит ли покупать облигации «Транскапиталбанка»


Нестабильность собственного капитала

Банк за пять лет нарастил собственный капитал всего на 10%. Три года подряд, в 2016—2018, он сокращался. У того же «Локо-банка» результат гораздо интереснее: ему удалось нарастить капитал на 49%.

Неспособность кредитной организации наращивать капитал ограничивает ее развитие и лишает конкурентоспособности. Имея больший капитал, банк может кредитовать больше крупных организаций, вкладываться в более рискованные, но прибыльные активы и при этом не нарушать обязательные нормативы Центробанка. А вот сокращение капитала говорит о явно нездоровой ситуации.



Разрыв ликвидности

2019 год показал потенциальные проблемы с ликвидностью банка. Речь о разнице между активами, то есть собственными средствами банка для реализации своей деятельности, и пассивами — денежными обязательствами перед клиентами по срокам. Опасность в том, что банк может стать банкротом, поскольку отток денежных средств окажется гораздо больше поступлений.

Разрыв составляет 31% по отношению к общим пассивам. Для сравнения, у банка «Траст» в 2012 году разрыв ликвидности составлял 40%, а в 2013 — уже 54%. В результате в конце 2014 года ЦБ РФ объявил о его санации.



Низкая процентная маржа

Чистая процентная маржа, net interest margin, — это показатель, сравнивающий чистый процентный доход с исходящими процентами. Чистый процентный доход — это доход, который банк получает от кредитных продуктов, таких как потребительские кредиты и ипотека. Исходящие проценты — те, что банк выплачивает держателям сберегательных счетов и депозитов. Этот показатель помогает потенциальным инвесторам определить, следует ли инвестировать в компанию.

Проще говоря, положительная чистая процентная маржа предполагает, что предприятие работает прибыльно, в то время как отрицательное значение подразумевает неэффективность инвестиций.

У «Транскапиталбанка» низкая процентная маржа, и она имеет тенденцию к снижению. Это говорит о том, что банк неэффективно вкладывает деньги в активы в виде кредитов и ценных бумаг, а также привлекает слишком дорогие пассивы в виде вкладов, выпущенных облигаций, кредитов от других банков и так далее.

В первом полугодии 2020 года чистая процентная маржа банковского сектора составила 5,4%. Для сравнения, у «Совкомбанка» этот показатель равен 6,5%, у «Локо-банка» — 5,9%.



Высокий показатель CIR

Отношение операционных расходов к доходам, CIR (cost to income ratio), показывает способность банка управлять своими доходами и расходами. Чем ниже этот показатель, тем меньше своей прибыли банк тратит на административные расходы и зарплату персонала.

С 2015 года показатель CIR у «Транскапиталбанка» растет, в последнем финансовом отчете он составил 63%. Для сравнения, у банка «Хоум-кредит» этот показатель на уровне 48%, у «Локо-банка» — 45%, а у других частных банков и того ниже. Очередное подтверждение того, что эффективность кредитной организации хромает.



Недостаточное резервирование дефолтных корпоративных ссуд

У «Транскапиталбанка» нормальная диверсификация кредитных вложений, но мое внимание привлекли кредиты в третьей стадии по МСФО. Кредиты, отнесенные к третьей стадии, — обесцененные. Сюда входят не только просроченные, но и реструктурированные обесцененные и некоторые другие рисковые кредиты. Этот показатель лучше отражает риски и состояние кредитного портфеля.

У «Транскапиталбанка», например, все кредиты, выданные юридическим лицам и отнесенные к третьей стадии, — дефолтные. Всего кредитов третьей стадии в портфеле на 49,5 млрд рублей. Общий кредитный портфель до вычета резервов составляет 161 млрд рублей. Получается, почти каждый третий кредит — дефолтный. Резервов создано на 35,5 млрд рублей. Резервирование проблемных ссуд — на уровне 71,7%, при этом 74% кредитов в банке — обеспеченные.

Если заемщик объявит дефолт, у банка на балансе скопятся непрофильные активы на десятки миллиардов рублей, которые не будут генерировать доход. Учитывая возможный разрыв ликвидности, деньги могут понадобиться в любой момент. Реализовать такие объемы без серьезного снижения цен кажется непосильной задачей. Это повлечет прямые убытки банка, у которого и так невысокий капитал, и дополнительно усложнит ситуацию.




Концентрация кредитов у крупных заемщиков

У банка на 30 июня 2020 года было 22 группы заемщиков, каждой из которых выдали кредитов на сумму, превышающую 5% собственного капитала банка. Общая сумма таких кредитов составила 36 млрд рублей, или 22,4% от всех кредитов, или 173,8% капитала.

Другими словами, на одну группу заемщиков пришлось в среднем 1,63 млрд рублей — 7,9% от собственного капитала.

Как видно из таблицы ниже, уровень кредитования крупных заемщиков растет как в относительном, так и в абсолютном выражении.

Если такой заемщик объявит дефолт, то придется реализовывать залоговое имущество на миллиарды рублей по стоимости ниже рыночной. Банк будет просто не в состоянии вернуть вкладчику деньги, потому что баланс между поступлениями по активам и пассивам будет нарушен еще сильнее. В итоге это приведет к банкротству.



Почти бесплатные миллиарды от АСВ

В 2015 году «Транскапиталбанк» был назначен санатором «Инвестиционного торгового банка». Агентство по страхованию вкладов выдало на оздоровление 72,4 млрд рублей под 0,51%. Сумма, превышающая капитал в несколько раз, по ставке ниже рыночной — это щедрое вложение. Можно направить средства куда угодно, даже на покупку ОФЗ — и получать гарантированный доход, обезопасив себя от процентного риска.

Но в реальности мы получаем следующее: на привлеченные от АСВ денежные средства банк получил в первом полугодии 2020 года 2,45 млрд рублей чистого процентного дохода. Если убрать почти бесплатную государственную помощь, все показатели банка еще сильнее просядут.

Объясню на примере: если вложить миллион рублей под 5% годовых, это позволит получить 50 тысяч чистой прибыли. А если взять миллион рублей под 4% годовых, а вложить под те же 5%, то чистая прибыль составит 10 тысяч рублей, то есть в пять раз меньше.

Так что получать прибыль гораздо проще, если есть почти бесплатные ресурсы.

Смена акционеров

В 2018 году из «Транскапиталбанка» вышли сразу три международные организации: Европейский банк реконструкции и развития, который владел 28,29% акций, немецкая инвесткомпания Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft, владевшая 9,04% акций, и Международная финансовая корпорация, которой принадлежало 7,64% акций. Все эти международные финансовые институты были акционерами «Транскапиталбанка» с 2006 по 2018 год.

В 2018 году их заменили шесть компаний: ООО «Ригванс», страховой агент, ООО «ДАК», компания по разработке автоматических дифференциалов Красикова, и четыре другие компании, про которые мало что известно.

Резюме

Как итог — состояние банка внушает опасения. Несмотря на поддержку АСВ, показатели хуже рыночных и их динамика не вызывает уверенности. Совокупность всех приведенных в статье аргументов, основанных на финансовых показателях, наводит меня на мысль, что инвестировать в облигации «Транскапиталбанка» слишком рискованно:

Настораживает увеличивающийся разрыв ликвидности. Такая динамика наблюдалась у банка «Траст» до 2014 года, в итоге вместо отзыва лицензии его отправили на финансовое оздоровление.
Низкая эффективность работы банка и высокие затраты на административно-хозяйственные нужды могут приводить к чистым убыткам, что будет негативно сказываться на финансовом положении.
Настораживает резкий выход международных акционеров, которые никак между собой не связаны. В открытых источниках я не нашел внятного объяснения этим действиям.
На момент редактирования статьи агентство Moody’s отозвало рейтинги «Транскапиталбанка». Также банк сейчас не имеет рейтингов от S&P, «Национальных кредитных рейтингов» и «Эксперт РА».

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу