Yacrosoft — так уже прозвали на рынке корпорацию, которая может возникнуть в результате затеянной Microsoft грандиозной сделки. В прошлый четверг генеральный директор Microsoft Стив Баллмер отправил Yahoo! письмо с предложением о покупке за $44,6 млрд, на 62% дороже ее биржевой капитализации. Неплохо для Yahoo!, решил рынок: к середине следующего дня ее акции взлетели на 45%. Но Microsoft к середине пятницы подешевела на 6,8%. Ничего удивительного. Yahoo! в составе гигантской корпорации жить будет явно легче. А вот для Microsoft выгода от приобретения большого проблемного актива далеко не так очевидна. Ясно только, что покупка Yahoo! — единственный шанс для компании Билла Гейтса хоть что-то противопоставить успехам Google. Но не факт, что этот шанс удастся использовать.
В своем письме Баллмер признал, что его компания уже дважды затевала переговоры с интернет-гигантом и дважды была отвергнута. Возможно, теперь Yahoo! станет сговорчивее, ведь ее дела в последнее время идут не очень хорошо. Да, она остается самым посещаемым порталом в мире. Но если ее главный конкурент Google, в свое время сделав удачную ставку на развитие системы контекстной рекламы AdSense, научился превращать миллионы посетителей в очень хорошие рекламные обороты, то Yahoo! похвастаться особо нечем. Ее выручка в IV квартале прошлого года составила $1,8 млрд против $4,8 млрд у Google. Инвесторам это явно не нравится: за последние два года Yahoo! подешевела почти вдвое. А недавно компания выкинула белый флаг: отказалась от масштабных приобретений и объявила о сокращении 1000 рабочих мест.
Но эта сделка не из разряда «победитель и проигравший», ведь дела у Microsoft в Интернете идут немногим лучше. Google наступает по всем фронтам. На ее долю приходится 62% всех поисковых запросов, на долю Yahoo! — 13%, а портал Microsoft MSN контролирует лишь 3% этого рынка. Для монополиста в области софта онлайновый бизнес убыточен, и потери только растут: в последнем квартале прошлого года они составили $245 млн. Microsoft пыталась исправить положение и охотилась за интернет-активами. Но и тут проиграла Google в борьбе за AOL, а вместо лидера в области технологий интернет-рекламы Double Click, которая досталась опять же Google, вынуждена был довольствоваться aQuantive. И наконец, вместо контроля над YouTube Microsoft получила лишь миноритарный пакет в FaceBook. Google между тем теснит Гейтса даже в области софта для пользователей. Выпуская свою альтернативу Office, она покусилась на самое святое для Microsoft. А тут еще один из основателей Yahoo!, Джерри Янг, публично признался, что ему вообще не нравятся продукты Microsoft и он всячески избегает ими пользоваться. Только представьте себе, как злился Гейтс.
Совершенно очевидно, что «брак» между Microsoft и Yahoo! если и состоится, то явно не по любви, а по необходимости: как иначе бороться с Google? Но Yacrosoft, если она появится, ждут серьезные трудности. Например, такая: у последователей Гейтса, не мыслящих себя без пиджаков и галстуков, и «деревенщины» из Yahoo! (именно так переводится это слово) совершенно разная корпоративная культура. Строго иерархическая у Microsoft, более плоская и неформальная у Yahoo!. Разобраться со всем этим можно, если только компании сумеют дополнить бизнес друг друга. Но есть ли у Microsoft ноу-хау для решения проблем Yahoo!? Или у Yahoo! — для проблем Microsoft? Баллмер в своем письме называет четыре преимущества объединенной компании: критическая масса аудитории, более привлекательная для рекламодателей, сотрудничество талантливых разработчиков, снижение затрат, продвижение новых услуг в области видео и мобильной связи. Поделиться друг с другом умением превращать интернет-аудиторию в деньги у компаний не получится: они обе аутсайдеры на этом рынке. Довольно наивно полагать, что для создания сильного игрока будет достаточно простого сложения аутсайдеров.
Самое интересное, что рождение Yacrosoft как конкурента Google очень приветствует множество интернет-компаний — от маленьких до гигантских. В прошлом году eBay довольно откровенно заявила, что будет рада такой сделке, потому что она создаст реальную альтернативу системе онлайновой рекламы Google. Конечно, монополисты и тираны никому не нравятся. Забавно, что на этот раз в роли разрушителя интернет-монополии хочет выступить компания, в офлайне проклинаемая пользователями всего мира именно за тотальный контроль над рынком.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу