12 января 2021 finversia.ru
Большинство текущих прогнозов предполагает, что в 2021 г. российская экономика перейдет к восстановлению. Однако темпы этого восстановления окажутся недостаточными для выхода на траекторию устойчивого развития. Оценки ИКСИ показывают, что при сохранении текущих объемов господдержки восстановление экономической активности будет крайне слабым. Для выхода на стратегически значимую для страны траекторию роста необходима реализация мер, направленных в первую очередь на стимулирование инвестиционной активности.
Падение экономики в 2020 г. и неопределенность в 2021 г.
Большинство прогнозов – как российских, так и международных организаций – сходится в том, что по итогам 2020 г. ВВП России сократится не менее чем на 4%, реальные денежные доходы населения упадут на 2,5-3%, уровень безработицы составит около 6%, а потребительская инфляция окажется вблизи 4% (см. табл. 1). Однако следует отметить, что большинство действующих прогнозов было составлено в сентябре-октябре текущего года. Поэтому они не учитывают развитие новой волны пандемии и связанных с этим ограничений, а также негативных тенденций, зафиксированных в ноябре, таких как ускорение роста цен на продовольствие и углубление темпов падения потребительских расходов на целый ряд товаров и услуг. Поскольку неопределенность в отношении развития ситуации – на горизонте не только нескольких лет, но даже нескольких месяцев – остается высокой, итоговые показатели состояния экономики России в 2020 г. могут оказаться хуже действующих официальных прогнозов.
Табл. 1. Прогнозы российских и международных организаций в отношении ряда экономических показателей России в 2020 г.
Поскольку не меньший уровень неопределенности можно ожидать и в 2021 г., ряд организаций изменил свои подходы к составлению прогнозов. В частности, если раньше при формировании сценариев развития в качестве основного критерия выступала цена на нефть, то теперь таких детерминант стало больше.
Например, Банк России представил на 2021 г. сразу 4 сценария развития (базовый, проинфляционный, дезинфляционный, рисковый), отличающихся друг от друга по динамике спроса, степени падения потенциала экономики и пр. При этом в рисковом сценарии учитывается обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей. В силу этого прогнозы, полученные в рамках этих сценариев, существенно разнятся: изменение ВВП России варьируется от -0,5% до +4,0%, а инфляция – от 3,5% до 6,5% (см. табл. 2). В свою очередь, Счетная палата РФ рассматривает на 2021 г. 2 сценария – нейтральный и рисковый. Они предполагают не только разный уровень цен на нефть (при нейтральном сценарии допускается рост цен на нефть марки Urals до 55 долл. за баррель к 2022 г., при рисковом сценарии – лишь к 2023 г.), но и различное состояние внешнеэкономической конъюнктуры, а также развитие ситуации с коронавирусом в России и мире. Аналогичные подходы применялись и в Минэкономразвития, составившем базовый и консервативный сценарии для прогнозов в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации, скорости восстановления мировой экономики и пр.
Согласно большинству прогнозов, в 2021 г., за счет «низкой базы» текущего года, ВВП вырастет на 2,5-3,0%, реальные доходы населения – на 1,5-3,0%. При этом безработица сократится до уровня 5,0-5,5%, а инфляция будет удерживаться вблизи отметки 4%. Вместе с тем, такое восстановление будет означать лишь частичную компенсацию «провала» 2020 г. – ведь на фоне 4-5%-ного падения последующий рост ВВП на прогнозируемые 2,5-3,0% будет означать, что объем выпуска останется ниже «докоронавирусного» уровня 2019 г. Необходимо учитывать, что исходные положения ряда прогнозных сценариев также могут оказаться несостоятельными. Например, по заявлению Минэкономразвития, в представленных в конце сентября 2020 г. прогнозных сценариях не рассматривалось возникновение второй волны коронавируса в России. Это уже существенное расхождение между сценарными условиями и реальностью, которое может иметь серьезные последствия, поскольку именно прогнозы Минэкономразвития являются ориентиром при разработке госполитики.
Табл. 2. Прогнозы российских и международных организаций в отношении ряда экономических показателей России в 2021 г.
Стоит также отметить, что прогнозы международных организаций относительно восстановления экономики России в 2021 г. остаются более сдержанными, чем российские прогнозы. В частности, МВФ отмечает, что российская экономика, темпы роста которой до кризиса составляли около 1,5%, подошла к кризису в таком состоянии, что среднесрочный потенциал ее роста (в отсутствие структурных реформ и улучшения делового климата) даже в условиях снятия действующих санитарно-эпидемиологических ограничений составляет всего лишь порядка 1,6%. Кроме того, МВФ уже несколько раз понижал ожидаемые темпы роста ВВП России в 2021 г.: с 2,8% в октябре до текущих 2,5%. Согласно МВФ, для России вероятны также дезинфляционные риски: в 2021 г. ожидаемая инфляция составляет только 3,2%.
Прогноз ИКСИ на 2021 год: восстановление экономики требует расширения ее господдержки
Макроэкономический прогноз ИКСИ показывает, что возможности восстановления экономики в 2021 г. в значительной степени зависят от масштабов ее господдержки. По нашим оценкам, если государство не предпримет дополнительных мер по стимулированию деловой активности, ситуация в экономике в 2021 г. может оказаться значительно хуже большинства прогнозов, предполагающих слабое восстановление на фоне «низкой базы». В этом случае экономика может оказаться в состоянии уже не стагнации, а затяжного экономического спада.
Предполагаемые сценарии
Для построения прогнозов нами использована модель, учитывающая разную продолжительность действия ограничений, связанных с пандемией, набор внутренних и внешних экономических показателей, а также уровень господдержки экономики.
В рамках модели были заданы три сценария – «базовый», «оптимистичный» и «пессимистичный». В рамках всех сценариев было задано, что цена на нефть марки Brent сохранится на уровне 45 долл. за баррель в течение всего периода (до конца 2021 гг.). Период действия ограничений, связанных с пандемией (фиктивная переменная), в «базовом» и «оптимистичном» сценарии ограничится первым полугодием 2021 г., в «пессимистичном» – продлится до конца 2021 г. Также учитывается планируемый дефицит федерального бюджета на 2021 г., при этом в рамках «оптимистичного» сценария допускается вдвое больший дефицит (при предположении, что больший объем средств будет выделен на поддержку экономики). В данном случае параметр «дефицит бюджета» выступает обобщающим показателем, который характеризует вливание средств в экономику. Это вливание может происходить непосредственно со стороны правительства (в виде дополнительных бюджетных расходов и/или снижения налоговой нагрузки), в виде поддерживаемой на федеральном уровне стимулирующей региональной политики, а также в виде расширения финансирования по каналам Банка России.
Описание модели
В качестве базы для макроэкономического прогнозирования были применены векторные авторегрессионные модели (VAR). Они активно используются в настоящее время для оценки последствий фискальной и монетарной политик, а также воздействия внешних шоков. Достоинством VAR моделей является то, что они позволяют оценить совместную динамику временных рядов (в VAR каждая эндогенная переменная в системе представляет собой функцию собственных лаговых значений и лаговых значений всех остальных эндогенных переменных). При построении модели в разных модификациях включались следующие переменные: индекс потребительских цен, темп роста ВВП, ключевая ставка Банка России, номинальный курс доллара США к рублю, реальные денежные доходы населения, уровень безработицы в РФ, цены на нефть марки Brent, баланс федерального бюджета, динамика оборота розничной торговли, введение санкций (с помощью фиктивной переменной), динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста экономики Китая (как показатель выхода из кризиса мировой экономики и важного торгового партнера России). Для анализа использовались квартальные данные – с I квартала 2004 г. по III квартал 2020 г., учитывались лаги до 6-го порядка.
Результаты оценивания
В рамках базового сценария, предполагающего, что ограничения на хозяйственную деятельность в связи с распространением коронавируса будут действовать только в первом полугодии 2021 г., а государственная поддержка экономики будет осуществляться лишь в объеме, соответствующем текущим планам, ВВП России в 2021 г. вырастет на 1,7%. Средний курс доллара составит 78 руб./долл., реальные доходы населения сократятся на 1,5%, уровень безработицы останется выше 6% (см. табл. 3, рис. 1). Таким образом, экономика не только не сможет компенсировать экономический спад 2020 г., но и столкнется с дальнейшим усугублением негативных социально-экономических процессов: продолжится падение реальных доходов населения, сохранится повышенный уровень безработицы.
Еще более сложными окажутся последствия пессимистичного сценария, предполагающего, что коронавирусные ограничения сохранятся в российской экономике в течение всего 2021 г., в мировой экономике будет продолжаться спад, а «пакет мер» государственной поддержки в России при этом останется на планируемом сейчас уровне. В этом случае, согласно полученным оценкам, в 2021 г. падение ВВП составит 3%. Средний курс доллара может вырасти до 85 руб./долл., реальные доходы населения упадут на 4,5%. При этом уровень безработицы может вырасти до 9-10%.
Восстановление экономики возможно только в рамках оптимистичного сценария, который предполагает действие ограничений на хозяйственную деятельность лишь в течение первого полугодия 2021 г. и расширение мер поддержки экономики (за счет двукратного увеличения дефицита федерального бюджета). В этом случае ВВП России в 2021 г. вырастет почти на 4%, реальные доходы населения также перейдут к росту (на 1,5%), а уровень безработицы вернется к отметке 5%.
Табл. 3. Прогноз ключевых макроэкономических показателей России при различных сценариях в 2021 г.
Безусловно, необходимо принимать во внимание, что для расчетов используются стандартные базовые модели, которые не могут учесть уникальных особенностей нынешнего кризиса. В истории не было случаев повсеместного тотального замирания хозяйственной жизни, поэтому модели не учитывают всю тяжесть ситуации. Однако официальные прогнозы, служащие ориентирами для государственных органов при планировании бюджета и разработке мер госполитики, точно так же не могут учесть все особенности текущей ситуации.
В целом, наши оценки показывают, что объем госрасходов может оказать значительное влияние на ожидаемые темпы восстановления экономики. Это обусловливает необходимость проработки дополнительных мер поддержки населения и бизнеса, которые необходимо реализовать в ближайшее время. При этом ключевым направлением этой поддержки должно стать восстановление инвестиционной активности, которое закладывает основы для увеличения темпов экономического роста в будущем. В частности, требуется ускорить реализацию мер поддержки инвестиций, включенных Минэкономразвития в пакет предложений по обеспечению роста инвестиций на 70% в 2030 г. по сравнению с 2020 г. Прежде всего, это расширение круга инвестиционных проектов, подпадающих под действие механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК); смягчение требований к включению корпоративных облигаций в Ломбардный список Банка России, и в том числе включение в него облигаций компаний-инвесторов, реализующих проекты в рамках СЗПК; а также проработка механизма целевой проектной эмиссии Банка России, направленного на компенсацию части капитальных затрат инвесторов, реализующих ключевые инвестиционные проекты.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Падение экономики в 2020 г. и неопределенность в 2021 г.
Большинство прогнозов – как российских, так и международных организаций – сходится в том, что по итогам 2020 г. ВВП России сократится не менее чем на 4%, реальные денежные доходы населения упадут на 2,5-3%, уровень безработицы составит около 6%, а потребительская инфляция окажется вблизи 4% (см. табл. 1). Однако следует отметить, что большинство действующих прогнозов было составлено в сентябре-октябре текущего года. Поэтому они не учитывают развитие новой волны пандемии и связанных с этим ограничений, а также негативных тенденций, зафиксированных в ноябре, таких как ускорение роста цен на продовольствие и углубление темпов падения потребительских расходов на целый ряд товаров и услуг. Поскольку неопределенность в отношении развития ситуации – на горизонте не только нескольких лет, но даже нескольких месяцев – остается высокой, итоговые показатели состояния экономики России в 2020 г. могут оказаться хуже действующих официальных прогнозов.
Табл. 1. Прогнозы российских и международных организаций в отношении ряда экономических показателей России в 2020 г.
Поскольку не меньший уровень неопределенности можно ожидать и в 2021 г., ряд организаций изменил свои подходы к составлению прогнозов. В частности, если раньше при формировании сценариев развития в качестве основного критерия выступала цена на нефть, то теперь таких детерминант стало больше.
Например, Банк России представил на 2021 г. сразу 4 сценария развития (базовый, проинфляционный, дезинфляционный, рисковый), отличающихся друг от друга по динамике спроса, степени падения потенциала экономики и пр. При этом в рисковом сценарии учитывается обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей. В силу этого прогнозы, полученные в рамках этих сценариев, существенно разнятся: изменение ВВП России варьируется от -0,5% до +4,0%, а инфляция – от 3,5% до 6,5% (см. табл. 2). В свою очередь, Счетная палата РФ рассматривает на 2021 г. 2 сценария – нейтральный и рисковый. Они предполагают не только разный уровень цен на нефть (при нейтральном сценарии допускается рост цен на нефть марки Urals до 55 долл. за баррель к 2022 г., при рисковом сценарии – лишь к 2023 г.), но и различное состояние внешнеэкономической конъюнктуры, а также развитие ситуации с коронавирусом в России и мире. Аналогичные подходы применялись и в Минэкономразвития, составившем базовый и консервативный сценарии для прогнозов в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации, скорости восстановления мировой экономики и пр.
Согласно большинству прогнозов, в 2021 г., за счет «низкой базы» текущего года, ВВП вырастет на 2,5-3,0%, реальные доходы населения – на 1,5-3,0%. При этом безработица сократится до уровня 5,0-5,5%, а инфляция будет удерживаться вблизи отметки 4%. Вместе с тем, такое восстановление будет означать лишь частичную компенсацию «провала» 2020 г. – ведь на фоне 4-5%-ного падения последующий рост ВВП на прогнозируемые 2,5-3,0% будет означать, что объем выпуска останется ниже «докоронавирусного» уровня 2019 г. Необходимо учитывать, что исходные положения ряда прогнозных сценариев также могут оказаться несостоятельными. Например, по заявлению Минэкономразвития, в представленных в конце сентября 2020 г. прогнозных сценариях не рассматривалось возникновение второй волны коронавируса в России. Это уже существенное расхождение между сценарными условиями и реальностью, которое может иметь серьезные последствия, поскольку именно прогнозы Минэкономразвития являются ориентиром при разработке госполитики.
Табл. 2. Прогнозы российских и международных организаций в отношении ряда экономических показателей России в 2021 г.
Стоит также отметить, что прогнозы международных организаций относительно восстановления экономики России в 2021 г. остаются более сдержанными, чем российские прогнозы. В частности, МВФ отмечает, что российская экономика, темпы роста которой до кризиса составляли около 1,5%, подошла к кризису в таком состоянии, что среднесрочный потенциал ее роста (в отсутствие структурных реформ и улучшения делового климата) даже в условиях снятия действующих санитарно-эпидемиологических ограничений составляет всего лишь порядка 1,6%. Кроме того, МВФ уже несколько раз понижал ожидаемые темпы роста ВВП России в 2021 г.: с 2,8% в октябре до текущих 2,5%. Согласно МВФ, для России вероятны также дезинфляционные риски: в 2021 г. ожидаемая инфляция составляет только 3,2%.
Прогноз ИКСИ на 2021 год: восстановление экономики требует расширения ее господдержки
Макроэкономический прогноз ИКСИ показывает, что возможности восстановления экономики в 2021 г. в значительной степени зависят от масштабов ее господдержки. По нашим оценкам, если государство не предпримет дополнительных мер по стимулированию деловой активности, ситуация в экономике в 2021 г. может оказаться значительно хуже большинства прогнозов, предполагающих слабое восстановление на фоне «низкой базы». В этом случае экономика может оказаться в состоянии уже не стагнации, а затяжного экономического спада.
Предполагаемые сценарии
Для построения прогнозов нами использована модель, учитывающая разную продолжительность действия ограничений, связанных с пандемией, набор внутренних и внешних экономических показателей, а также уровень господдержки экономики.
В рамках модели были заданы три сценария – «базовый», «оптимистичный» и «пессимистичный». В рамках всех сценариев было задано, что цена на нефть марки Brent сохранится на уровне 45 долл. за баррель в течение всего периода (до конца 2021 гг.). Период действия ограничений, связанных с пандемией (фиктивная переменная), в «базовом» и «оптимистичном» сценарии ограничится первым полугодием 2021 г., в «пессимистичном» – продлится до конца 2021 г. Также учитывается планируемый дефицит федерального бюджета на 2021 г., при этом в рамках «оптимистичного» сценария допускается вдвое больший дефицит (при предположении, что больший объем средств будет выделен на поддержку экономики). В данном случае параметр «дефицит бюджета» выступает обобщающим показателем, который характеризует вливание средств в экономику. Это вливание может происходить непосредственно со стороны правительства (в виде дополнительных бюджетных расходов и/или снижения налоговой нагрузки), в виде поддерживаемой на федеральном уровне стимулирующей региональной политики, а также в виде расширения финансирования по каналам Банка России.
Описание модели
В качестве базы для макроэкономического прогнозирования были применены векторные авторегрессионные модели (VAR). Они активно используются в настоящее время для оценки последствий фискальной и монетарной политик, а также воздействия внешних шоков. Достоинством VAR моделей является то, что они позволяют оценить совместную динамику временных рядов (в VAR каждая эндогенная переменная в системе представляет собой функцию собственных лаговых значений и лаговых значений всех остальных эндогенных переменных). При построении модели в разных модификациях включались следующие переменные: индекс потребительских цен, темп роста ВВП, ключевая ставка Банка России, номинальный курс доллара США к рублю, реальные денежные доходы населения, уровень безработицы в РФ, цены на нефть марки Brent, баланс федерального бюджета, динамика оборота розничной торговли, введение санкций (с помощью фиктивной переменной), динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста экономики Китая (как показатель выхода из кризиса мировой экономики и важного торгового партнера России). Для анализа использовались квартальные данные – с I квартала 2004 г. по III квартал 2020 г., учитывались лаги до 6-го порядка.
Результаты оценивания
В рамках базового сценария, предполагающего, что ограничения на хозяйственную деятельность в связи с распространением коронавируса будут действовать только в первом полугодии 2021 г., а государственная поддержка экономики будет осуществляться лишь в объеме, соответствующем текущим планам, ВВП России в 2021 г. вырастет на 1,7%. Средний курс доллара составит 78 руб./долл., реальные доходы населения сократятся на 1,5%, уровень безработицы останется выше 6% (см. табл. 3, рис. 1). Таким образом, экономика не только не сможет компенсировать экономический спад 2020 г., но и столкнется с дальнейшим усугублением негативных социально-экономических процессов: продолжится падение реальных доходов населения, сохранится повышенный уровень безработицы.
Еще более сложными окажутся последствия пессимистичного сценария, предполагающего, что коронавирусные ограничения сохранятся в российской экономике в течение всего 2021 г., в мировой экономике будет продолжаться спад, а «пакет мер» государственной поддержки в России при этом останется на планируемом сейчас уровне. В этом случае, согласно полученным оценкам, в 2021 г. падение ВВП составит 3%. Средний курс доллара может вырасти до 85 руб./долл., реальные доходы населения упадут на 4,5%. При этом уровень безработицы может вырасти до 9-10%.
Восстановление экономики возможно только в рамках оптимистичного сценария, который предполагает действие ограничений на хозяйственную деятельность лишь в течение первого полугодия 2021 г. и расширение мер поддержки экономики (за счет двукратного увеличения дефицита федерального бюджета). В этом случае ВВП России в 2021 г. вырастет почти на 4%, реальные доходы населения также перейдут к росту (на 1,5%), а уровень безработицы вернется к отметке 5%.
Табл. 3. Прогноз ключевых макроэкономических показателей России при различных сценариях в 2021 г.
Безусловно, необходимо принимать во внимание, что для расчетов используются стандартные базовые модели, которые не могут учесть уникальных особенностей нынешнего кризиса. В истории не было случаев повсеместного тотального замирания хозяйственной жизни, поэтому модели не учитывают всю тяжесть ситуации. Однако официальные прогнозы, служащие ориентирами для государственных органов при планировании бюджета и разработке мер госполитики, точно так же не могут учесть все особенности текущей ситуации.
В целом, наши оценки показывают, что объем госрасходов может оказать значительное влияние на ожидаемые темпы восстановления экономики. Это обусловливает необходимость проработки дополнительных мер поддержки населения и бизнеса, которые необходимо реализовать в ближайшее время. При этом ключевым направлением этой поддержки должно стать восстановление инвестиционной активности, которое закладывает основы для увеличения темпов экономического роста в будущем. В частности, требуется ускорить реализацию мер поддержки инвестиций, включенных Минэкономразвития в пакет предложений по обеспечению роста инвестиций на 70% в 2030 г. по сравнению с 2020 г. Прежде всего, это расширение круга инвестиционных проектов, подпадающих под действие механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК); смягчение требований к включению корпоративных облигаций в Ломбардный список Банка России, и в том числе включение в него облигаций компаний-инвесторов, реализующих проекты в рамках СЗПК; а также проработка механизма целевой проектной эмиссии Банка России, направленного на компенсацию части капитальных затрат инвесторов, реализующих ключевые инвестиционные проекты.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу