27 января 2021 Институт "Центр развития" ВШЭ Чернявский Андрей
По предварительным данным Минфина, за 2020 год доходы федерального бюджета составили 18,7 трлн руб. – на 7% ниже, чем в 2019 году. Без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством РФ "Сбербанка", сокращение доходов составило бы 12,5%. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 34% (!). Их доля в общем объеме доходов упала до рекордно низких 28% за период 2006-2020 гг. Одновременно с резким сокращением доходов расходы были увеличены: по сравнению с показателями 2019 года – на 25%. Были профинансированы дополнительные расходы на здравоохранение, социальную политику, межбюджетные трансферты. Дефицит федерального бюджета составил 4,1 трлн руб., при этом на его финансирование было потрачено всего 290 млрд руб. средств ФНБ.
В 2020 г. доходы федерального бюджета заметно сократились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП.
Рис. 1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за 2011–2020 гг., в % к ВВП
Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
В марте-апреле 2020 г. Россия столкнулась с резким сокращением цен на нефть. В последующие месяцы цены на нефть частично восстановились, но не до уровней 2019 г. Кроме того, в рамках соглашения ОПЕК+ добыча нефти в России сократилась в 2020 г. на 8,6%, экспорт нефти – на 12,7%. Снижение цен на нефть, нефтедобычи и экспорта нефти существенно уменьшило нефтегазовые доходы. За 2020 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 5,2 трлн руб., что на 34% меньше по сравнению с 2019 г. Поступления федерального бюджета по ненефтегазовым доходам в 2020 г. выросли по отношению к 2019 г. на 10%. Основным фактором такого роста стали средства от сделки правительства РФ и ЦБ РФ со "Сбербанком"; по сути, доходы федерального бюджета были увеличены за счет средств ФНБ. Без учета операции по переходу "Сбербанка" в собственность правительства РФ ненефтегазовые доходы выросли на 1,3%.
Рис. 2. Цены на нефть марки Urals в 2020 г. (долл./барр.)
Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
Поступления "внутреннего" НДС за 2020 г. по сравнению с 2019 г. практически не изменились (выросли на 0,3%). Поступления НДС на импорт выросли на 3,4%, при том, что, по данным ЦБ РФ, импорт товаров и услуг в долларах США в 2020 г. сократился почти на 15%; в рублях, с учетом удешевления национальной валюты, это сокращение составило 5%. Рост поступлений "внутреннего" НДС и НДС на импорт (в сумме они составляли в 2020 г. свыше половины ненефтегазовых доходов) при сокращении налоговой базы можно объяснить только существенным увеличением собираемости НДС. Рассмотрим поквартальную динамику поступлений НДС.
При анализе поквартальной динамики поступлений НДС необходимо учитывать особенности их отражения в казначейской отчетности с запаздыванием на квартал. Рост поступлений "внутреннего" НДС в первом квартале 2020 г. отражает динамику за четвертый квартал 2019 г. и связан с повышением ставки НДС с 18 до 20% в 2019 г. Последствия локдауна во втором квартале 2020 г. отражены в отрицательных темпах роста "внутреннего" НДС в третьем квартале. Бурный рост поступлений НДС в четвертом квартале связан как с завершением локдауна, так и, по нашему мнению, с увеличением собираемости НДС.
Таблица 1. Темпы роста поступлений НДС (год к году) по кварталам 2020 г
Сокращение импорта обусловило уменьшение поступлений импортных пошлин в 2020 г. на 2%. Поступления по акцизам сократились на 5%. В наибольшей степени экономический кризис и падение цен на сырье повлияли на поступления по налогу на прибыль – последние сократились по сравнению с 2019 г. на 8%.
Рис. 3. Динамика общего объема расходов федерального бюджета в постоянных ценах за 2011–2020 гг. (2011 г. = 100)
Расходы федерального бюджета в 2020 г. составили 22,8 трлн руб. В номинальном выражении их прирост (год к году) составил 25%; в реальном выражении, с учетом инфляции, – 21% (см. рис. 3). В 2020 г. уровень расходов федерального бюджета в неизменных ценах был существенно выше (почти на 8%) "рекордных" показателей 2014 г., после которого расходы федерального бюджета в реальном выражении сокращались в течении 4–х лет (2015–2018 гг.).
Пандемия коронавируса и фискальные меры по поддержке экономики и населения в 2020 г. привели не только к существенному росту расходов федерального бюджета, но и к изменению структуры расходов (см. табл. 2).
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2013–2020 гг., в %
В 2020 г. заметно выросла доля расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты. Все эти структурные изменения обусловлены пандемией.
Сокращение доли расходов по разделу "Общегосударственные вопросы" в 2020 г. связано с тем, что предусмотренные бюджетной росписью средства по подразделу "Резервные фонды" в объеме 410 млрд руб. не были потрачены. Тем не менее по разделу в целом расходы, по сравнению с 2019 г., выросли на 10%.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение выросли по сравнению с 2019 г. в 1,9 раза, на социальную политику – на 43%, на межбюджетные трансферты – на 39%. Темпы роста расходов по разделам функциональной классификации представлены на рис. 4.
Рис. 4. Темпы роста расходов федерального бюджета в 2020 г. по отношению к 2019 г., в %
Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
Дефицит федерального бюджета за 2020 г. составил 4,1 трлн руб. (3,8% ВВП). При этом в течение всего периода продолжало действовать бюджетное правило, в соответствии с которым Минфин РФ приобретал или продавал валюту в зависимости от соотношения полученных и базовых нефтегазовых доходов. За первый квартал 2020 г. Минфин приобрел валюту на сумму 658 млрд руб. С апреля по декабрь 2020 г., в связи с резким падением нефтегазовых доходов, валюта продавалась, но из-за накопленных в первом квартале резервов к ресурсам ФНБ Минфин обратился только в августе 2020 г. В целом за 2020 г. на финансирование бюджетного дефицита было потрачено всего 289,8 млрд руб. средств ФНБ.
Основным источником финансирования бюджетного дефицита в 2020 г. стали внутренние заимствования, нетто-поступления от которых составили 4,6 трлн руб. Этих средств хватило не только на финансирование бюджетного дефицита, но и на погашение внешнего долга в объеме 304 млрд руб.
Рекордный рост расходов федерального бюджета в 2020 г. обусловил и существенное увеличение доходов и расходов бюджетной системы в целом. По данным Федерального казначейства, трансферты регионам за 11 месяцев прошедшего года выросли (год к году) на 60%, в результате чего доходы регионов увеличились на 6,6%, расходы – на 16%, расходы консолидированного бюджета РФ и внебюджетных фондов – также на 16%. Иными словами, можно говорить о значительном бюджетном стимулировании экономики в 2020 году.
Вместе с тем резкий рост расходов федерального бюджета в 2020 г. создает определенные проблемы для последующих лет. В соответствии с ОНБП на 2021–2023 гг., на 2021 г. эти расходы сократятся в номинальном выражении на 6%. Такое сокращение, вместе со второй и последующими волнами пандемии, ставит под сомнение проекты ОНБП по росту доходов и расходов бюджетной системы в 2021 г. и прогнозируемый рост экономики в целом на 3,3%.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В 2020 г. доходы федерального бюджета заметно сократились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП.
Рис. 1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за 2011–2020 гг., в % к ВВП
Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
В марте-апреле 2020 г. Россия столкнулась с резким сокращением цен на нефть. В последующие месяцы цены на нефть частично восстановились, но не до уровней 2019 г. Кроме того, в рамках соглашения ОПЕК+ добыча нефти в России сократилась в 2020 г. на 8,6%, экспорт нефти – на 12,7%. Снижение цен на нефть, нефтедобычи и экспорта нефти существенно уменьшило нефтегазовые доходы. За 2020 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 5,2 трлн руб., что на 34% меньше по сравнению с 2019 г. Поступления федерального бюджета по ненефтегазовым доходам в 2020 г. выросли по отношению к 2019 г. на 10%. Основным фактором такого роста стали средства от сделки правительства РФ и ЦБ РФ со "Сбербанком"; по сути, доходы федерального бюджета были увеличены за счет средств ФНБ. Без учета операции по переходу "Сбербанка" в собственность правительства РФ ненефтегазовые доходы выросли на 1,3%.
Рис. 2. Цены на нефть марки Urals в 2020 г. (долл./барр.)
Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
Поступления "внутреннего" НДС за 2020 г. по сравнению с 2019 г. практически не изменились (выросли на 0,3%). Поступления НДС на импорт выросли на 3,4%, при том, что, по данным ЦБ РФ, импорт товаров и услуг в долларах США в 2020 г. сократился почти на 15%; в рублях, с учетом удешевления национальной валюты, это сокращение составило 5%. Рост поступлений "внутреннего" НДС и НДС на импорт (в сумме они составляли в 2020 г. свыше половины ненефтегазовых доходов) при сокращении налоговой базы можно объяснить только существенным увеличением собираемости НДС. Рассмотрим поквартальную динамику поступлений НДС.
При анализе поквартальной динамики поступлений НДС необходимо учитывать особенности их отражения в казначейской отчетности с запаздыванием на квартал. Рост поступлений "внутреннего" НДС в первом квартале 2020 г. отражает динамику за четвертый квартал 2019 г. и связан с повышением ставки НДС с 18 до 20% в 2019 г. Последствия локдауна во втором квартале 2020 г. отражены в отрицательных темпах роста "внутреннего" НДС в третьем квартале. Бурный рост поступлений НДС в четвертом квартале связан как с завершением локдауна, так и, по нашему мнению, с увеличением собираемости НДС.
Таблица 1. Темпы роста поступлений НДС (год к году) по кварталам 2020 г
Сокращение импорта обусловило уменьшение поступлений импортных пошлин в 2020 г. на 2%. Поступления по акцизам сократились на 5%. В наибольшей степени экономический кризис и падение цен на сырье повлияли на поступления по налогу на прибыль – последние сократились по сравнению с 2019 г. на 8%.
Рис. 3. Динамика общего объема расходов федерального бюджета в постоянных ценах за 2011–2020 гг. (2011 г. = 100)
Расходы федерального бюджета в 2020 г. составили 22,8 трлн руб. В номинальном выражении их прирост (год к году) составил 25%; в реальном выражении, с учетом инфляции, – 21% (см. рис. 3). В 2020 г. уровень расходов федерального бюджета в неизменных ценах был существенно выше (почти на 8%) "рекордных" показателей 2014 г., после которого расходы федерального бюджета в реальном выражении сокращались в течении 4–х лет (2015–2018 гг.).
Пандемия коронавируса и фискальные меры по поддержке экономики и населения в 2020 г. привели не только к существенному росту расходов федерального бюджета, но и к изменению структуры расходов (см. табл. 2).
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2013–2020 гг., в %
В 2020 г. заметно выросла доля расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты. Все эти структурные изменения обусловлены пандемией.
Сокращение доли расходов по разделу "Общегосударственные вопросы" в 2020 г. связано с тем, что предусмотренные бюджетной росписью средства по подразделу "Резервные фонды" в объеме 410 млрд руб. не были потрачены. Тем не менее по разделу в целом расходы, по сравнению с 2019 г., выросли на 10%.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение выросли по сравнению с 2019 г. в 1,9 раза, на социальную политику – на 43%, на межбюджетные трансферты – на 39%. Темпы роста расходов по разделам функциональной классификации представлены на рис. 4.
Рис. 4. Темпы роста расходов федерального бюджета в 2020 г. по отношению к 2019 г., в %
Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
Дефицит федерального бюджета за 2020 г. составил 4,1 трлн руб. (3,8% ВВП). При этом в течение всего периода продолжало действовать бюджетное правило, в соответствии с которым Минфин РФ приобретал или продавал валюту в зависимости от соотношения полученных и базовых нефтегазовых доходов. За первый квартал 2020 г. Минфин приобрел валюту на сумму 658 млрд руб. С апреля по декабрь 2020 г., в связи с резким падением нефтегазовых доходов, валюта продавалась, но из-за накопленных в первом квартале резервов к ресурсам ФНБ Минфин обратился только в августе 2020 г. В целом за 2020 г. на финансирование бюджетного дефицита было потрачено всего 289,8 млрд руб. средств ФНБ.
Основным источником финансирования бюджетного дефицита в 2020 г. стали внутренние заимствования, нетто-поступления от которых составили 4,6 трлн руб. Этих средств хватило не только на финансирование бюджетного дефицита, но и на погашение внешнего долга в объеме 304 млрд руб.
Рекордный рост расходов федерального бюджета в 2020 г. обусловил и существенное увеличение доходов и расходов бюджетной системы в целом. По данным Федерального казначейства, трансферты регионам за 11 месяцев прошедшего года выросли (год к году) на 60%, в результате чего доходы регионов увеличились на 6,6%, расходы – на 16%, расходы консолидированного бюджета РФ и внебюджетных фондов – также на 16%. Иными словами, можно говорить о значительном бюджетном стимулировании экономики в 2020 году.
Вместе с тем резкий рост расходов федерального бюджета в 2020 г. создает определенные проблемы для последующих лет. В соответствии с ОНБП на 2021–2023 гг., на 2021 г. эти расходы сократятся в номинальном выражении на 6%. Такое сокращение, вместе со второй и последующими волнами пандемии, ставит под сомнение проекты ОНБП по росту доходов и расходов бюджетной системы в 2021 г. и прогнозируемый рост экономики в целом на 3,3%.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу