Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Растущий транзит контейнеров через РФ упирается в инфраструктурные ограничения » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Растущий транзит контейнеров через РФ упирается в инфраструктурные ограничения

20 октября 2021 Thomson Reuters
Взрывной рост стоимости морских перевозок за последний год сделал Россию привлекательным маршрутом для перевалки контейнеров из Китая в Европу по железной дороге, но транзит сдерживается инфраструктурными ограничениями.

Страны всего мира восстанавливаются после пандемии и стараются наверстать упущенное, вывозя готовую продукцию и пополняя складские запасы, но морские перевозки "лихорадит из-за затаренности портов и нехватки судовых мощностей для перевозки контейнеров", что приводит к перемещению большой части транзита на железную дорогу, сообщил представитель российского транспортно-логистического холдинга Дело в ответ на вопрос Рейтер.

Контейнеры, в которых из Азии в Европу доставляются промышленные товары, химические грузы, автокомплектующие, станки, двигатели, электроника, идут через Россию тремя путями: через китайскую границу (в том числе через Монголию), через порты Дальнего Востока и через Казахстан и Белоруссию.

Транзитные перевозки контейнеров через Россию, по данным железнодорожной монополии РЖД, за девять месяцев 2021 года подскочили на 40% до 782.000 TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) и в этом году могут превысить 1 миллион тонн.

Основной прирост приходится на маршрут Китай-Европа-Китай, где за девять месяцев транзит вырос на 47% почти до 570.000 TEU.

Входящий транзит через дальневосточные порты РФ за январь-август увеличился на 80%, главная причина - выросшие ставки на перевозки через Суэцкий канал, сказал Рейтер директор по стратегии и развитию Транспортной группы Fesco Максим Шишков.

Глобальный контейнерный индекс WCI (World Container Index), агентства Drewry, который отражает динамику ставок на морские перевозки контейнеров, по состоянию на 14 октября достиг $9.900 за стандартный сорокафутовый контейнер, что почти в четыре раза превышает показатель прошлого года.

Железнодорожный ценовой индекс ERAI (Eurasian Rail Alliance Index), который сейчас держится на уровне $2.700 за контейнер, и WCI пересеклись год назад, а значит железная дорога стала выигрывать не только по скорости, но и по стоимости доставки, говорится в комментарии РЖД.

"Если в начале года стоимость доставки грузов в контейнерах по железной дороге между Азией и Европой была вдвое ниже, чем морем, то сейчас разница достигла 3,5 раза", - отмечает РЖД.

Разница в индексах не дает полного представления о конечных ценах, поскольку в условиях дефицитного рынка экспедиторы, перепродающие услуги грузоотправителю, повышают ставки, но можно определенно сказать, что примерно год назад доставка по железной дороге стала дешевле морской, говорит глава консалтинговой компании Инфра Проекты Алексей Безбородов.

Цена на поставку контейнера из Азии через порты Дальнего Востока на запад России сейчас на 30% ниже, чем через Суэцкий канал, а скорость транспортировки - в два раза быстрее, сказал Шишков из Fesco.

"Никто не был готов"

Рост спроса выявил инфраструктурные ограничения, мешающие наращивать транзит.

"До пандемии в такой резкий рост перевозок никто не верил и никто не был к нему готов", - сказал Безбородов.
По его словам, сейчас растущий транзит сталкивается, в частности, с нехваткой железнодорожных платформ для перевозки контейнеров, дефицитом персонала - менеджеров, разнорабочих, крановщиков.

"В ситуации быстрого роста объемов "бутылочные горлышки", как правило, появляются при перегрузке контейнеров с одной колеи на другую, что периодически приводит к скоплению поездов у погранпереходов, иногда возникают сложности с резко выросшим документооборотом", - сказал источник в одной из компаний, работающих с контейнерами.

Пока даже увеличившийся объем транзита - лишь небольшая доля в общем грузопотоке, основная часть которого идет морем в обход российской территории.

В доковидном 2019 году объем торговли в контейнерах между ЕС, Китаем, Южной Кореей и Японией составлял 14,1 миллиона TEU, из которых через Россию прошло только 600.000 TEU, говорится в проекте транспортной стратегии правительства РФ, копия которой есть у Рейтер.

Транзитный грузопоток не может быстро расти в том числе из-за недостаточной пропускной способности основных железнодорожных магистралей, железнодорожных подходов к портам и пунктам пропуска через границу на восточном и западном участках, а также самих пунктов пропуска, сказал представитель группы Дело.

По указу президента РФ Владимира Путина, опубликованному в 2018 году, транзит контейнеров к 2024 году должен увеличиться в четыре раза, то есть до 1,7 миллиона TEU по сравнению с 2017 годом.

Проект транспортной стратегии до 2035 года предлагает еще более радикальный рост транзита - по сравнению с 2019 годом он должен увеличиться в шесть раз до 3,7 миллиона TEU с ростом российской доли в грузопотоке Азия-Европа до 15% с 4%.

Для выполнения этих целей РЖД инвестирует в расширение инфраструктуры БАМа и Транссиба. Этот проект общей стоимостью более 700 миллиардов рублей включает в себя 200 миллиардов рублей инвестиций в подпроект развития контейнерного транзита "Транссиб за 7 суток", который предполагает сокращение сроков доставки контейнеров от восточной до западной границы России до недели с сегодняшних 11-14 дней, и рост объемов перевозок.

Государство и бизнес вкладывают в расширение инфраструктуры, "но по объективным и субъективным причинам реализация этих мер осуществляется не так оперативно, как хотелось бы", - говорит представитель Дела.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу