Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Наталья Смирнова: «Когда я спрашиваю про соотношение net debt/EBITDA, инвесторы думают, что я ругаюсь» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Наталья Смирнова: «Когда я спрашиваю про соотношение net debt/EBITDA, инвесторы думают, что я ругаюсь»

8 декабря 2021 Financial One
Влияние розничного бума на рынок, фондовый активизм, информационные пузыри и многое другое обсудили участники дискуссии в рамках форума инновационных финансовых технологий Finopolis.

За последние несколько лет интерес граждан к фондовому рынку резко вырос. Совсем недавно количество инвесторов, работающих на рынке, на уровне 5-6 млн выглядело недостижимым результатом, но по состоянию на настоящий момент брокерские счета открыты уже более чем у 17 млн клиентов, описал ситуацию заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. Сегодня розничные инвесторы активно приобретают финансовые инструменты, о которых в прошлом даже не задумывались.

Конечно же, развитие рынка крайне важно для роста российской экономики, но резкие перемены в индустрии не могу не нести с собой различные риски и вызовы – как для инвесторов, так и для регулятора.

Бытует мнение о том, что новички на рынке действуют неосмотрительно, стремясь разбогатеть как можно быстрее и пренебрегая рисками. Тем не менее статистические данные показывают, что половина розничных инвесторов не тешится заоблачными ожиданиями в плане доходности, ожидая получать от рынка всего 3-5% в год, отметил в свою очередь председатель наблюдательного совета Мосбиржи Олег Вьюгин. Лишь небольшая часть инвесторов – порядка 17% – рассчитывает получать доходность выше 10%.

«Люди, пришедшие на рынок, не ведут себя как абсолютно безграмотные. Но, на мой взгляд, розничные инвесторы все же не полностью осознают риски фондового рынка … Они пришли в очень хороший период: получили легкий доступ к инструментам благодаря развитию технологий в условиях растущего рынка», – добавил эксперт, обратив при этом внимание на тот факт, что любой период роста в итоге заканчивается падением – новичкам на рынке в конечном счете придется испытать его на себе.

По мнению Вьюгина, российские граждане, которые в начале текущего года вложились в иностранные ценные бумаги, по итогам года окажутся в убытке. Чуть более благоприятной ситуация окажется для тех, кто инвестировал в бумаги российских эмитентов, но все равно доходность будет ниже ожидаемой. Эта ситуация и станет первым испытанием для инвесторов-новичков.

За последние пять лет портрет розничного инвестора сильно изменился – в прошлом чаще инвестировали мужчины старше 50 лет, отметил Станислав Близнюк, председатель правления Тинькофф банка. Сейчас интерес к рынку проявляет молодежь, а активными участниками рынка стали в том числе и женщины.

Кроме того, теперь инвесторы работают с меньшими суммами – портфель 60% клиентов Тинькофф банка составляет до 50-70% их зарплаты. При этом данные показывают, что в большинстве своем инвесторы действуют осторожно, придерживаясь консервативных стратегий по типу «купи и держи», добавил эксперт.

«Мы должны предложить клиентам всю линейку продуктов. На ошибках учатся – лучше попробовать на небольшой сумме и прочувствовать инструмент. Тогда ты окажешься мудрее для следующих инвестиций», – поделился своим мнением Близнюк.

Такую позицию разделяет и директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков – чтобы ощутить вкус риска на себе, нужно почувствовать, как теряешь деньги и научиться с этим работать самостоятельно, отметил он.

К сожалению, люди будут терять деньги, и задача Минфина и ЦБ состоит в минимизации рисков для инвесторов – речь идет о ситуациях, в которых ущемляются интересы граждан. Также важно стимулировать граждан к долгосрочным инвестициям и ограждать от геймификации торговли, то есть нездоровой зависимости от игры на рынке.

Независимый финансовый советник Наталья Смирнова рекомендует неопытным инвесторам вкладывать средства через биржевые фонды и не забывать о важности диверсификации – в ином случае результат может оказаться печальным.

«Ко мне часто приходят и плачут: я взял Alibaba, я взял TAL Education, я взял кучу всего. А когда я спрашиваю, смотрели ли вы на соотношение net debt к EBITDA, инвесторы начинают думать, что я ругаюсь», – отметила она.