Счётная палата представила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2021 г. Предлагаем рассмотреть основные итоги исполнения бюджета по данным прошлого года — сколько составил профицит бюджета, за счёт чего выросли доходы и каким остаётся уровень госдолга.
Макроэкономические показатели
На фоне низкой базы 2020 г. макроэкономические показатели по итогам 2021 г. продемонстрировали значительный рост. В прошлом году российская экономика начала оживать и наращивать обороты по мере восстановления деловой активности и отложенного спроса. Кроме того, росту показателей поспособствовала благоприятная рыночная конъюнктура в виде роста цен на нефть.
Темп прироста ВВП по итогам 2021 г. составил 4,7%, что стало рекордным значением за последние 13 лет. Оценка Росстата оказалась выше прогноза Минэкономразвития, который предполагал, что российская экономика по итогам 2021 г. вырастет на 4,6%. Банк России прогнозировал рост ВВП России по итогам 2021 г. в 4,7%.
Темпы прироста ВВП за последние 10 лет, % к соответствующему периоду предыдущего года
Рис. 1. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
В основном рост российского ВВП был обеспечен приростом в таких отраслях, как платные услуги населению — 17,6%, оптовая торговля — 9,4%, розничная торговля — 7,3%, промышленность — 5,3%.
Реальные доходы населения за год выросли на 3,1%, реальная начисленная заработная плата — на 9,5%.
Единственным видом экономической деятельности, который несколько снизился по итогам 2021 г., стало сельское хозяйство. Показатель уменьшился на 0,9%, что вызвано низким урожаем из-за неблагоприятных погодных условий, повлиявших на валовой сбор зерна, картофеля и овощей. Согласно данным Росстата, валовой сбор зерна снизился на 9,1%, производство пшеницы — на 11,5%, ячменя — на 14%.
Прирост основных макроэкономических показателей в 2021 г., % к 2020 г.
Рис. 2. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
На фоне восстановления спроса и ослабления курса рубля, перебоев с поставками определённых товаров и ростом мировых цен инфляция в России в конце 2021 г. разогналась до 8,4%.
Динамика инфляции, %
Рис. 3. Источник: данные Банка России
Исполнение доходов федерального бюджета
За январь — декабрь 2021 г. доходы федерального бюджета выросли на 35,1% год к году и достигли 25,3 трлн руб. Таким образом, доходы превысили расходы, образовав профицит бюджета в сумме 514,8 млрд руб. Прогнозируемая величина доходов составляла 18,8 трлн руб., а также ожидался дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб.
На значительное превышение фактического исполнения доходов бюджета над прогнозируемыми повлияли:
рост ВВП;
рост цен на нефть;
восстановление нефтегазового и металлургического сектора;
рост доходов от организаций металлургического, химического и финансового секторов экономики;
объёмы налогооблагаемого импорта;
изменение обменного курса рубля к доллару, за счёт чего рублёвая стоимость нефти достигла исторического рекорда.
В основном рост доходов в федеральный бюджет обеспечили:
налог на добычу полезных ископаемых (сырую нефть),
НДС,
вывозные таможенные пошлины на углеводородное сырьё,
налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья,
налог на прибыль организаций.
На объём поступлений оказали влияние не только сложившиеся макроэкономические условия, сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, но и изменения в российском законодательстве, которые изменили размер ставок в рамках завершения «налогового манёвра в нефтегазовой отрасли» и параметры «режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», а также скорректировали размер платы и нормативов зачисления доходов в федеральный бюджет.
Основные виды доходов, по которым в 2021 г. сложилось увеличение (+), снижение (-) поступлений по сравнению с 2020 г., млрд руб.
Рис. 4. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
В структуре поступлений в федеральный бюджет доля нефтегазовых доходов в 2021 г. составила 35,8%, ненефтегазовых — 64,2%. Ненефтегазовые доходы выросли на 20,4% и составили 16,2 трлн руб. Это было вызвано ростом поступлений НДС, налога на прибыль организаций, разовой платы за возмещение вреда, причинённого водным объектам АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», а также за счёт зачисления части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк» (SBER).
Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза и составили 9,1 трлн руб. Это обусловлено увеличением поступлений налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, вывозных таможенных пошлин на нефть, НДПИ в виде углеводородного сырья.
Уровень нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объёме поступлений в 2016–2021 гг., млрд руб.
Рис. 5. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
Доля ненефтегазовых и нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 12,6% и 7% от ВВП соответственно. Если доля ненефтегазовых доходов в ВВП не изменилась, то доля нефтегазовых доходов по сравнению с 2020 г. выросла на 2,1 пп.
Исполнение расходов федерального бюджета
За последние пять лет уровень исполнения расходов федерального бюджета значительно вырос и достиг максимального значения. По итогам 2021 г. его уровень составил 97,5%. По состоянию на 1 января 2022 г. сводная бюджетная роспись составила 25,4 трлн руб., что на 18,1% выше показателя годом ранее. Такое увеличение произошло за счёт переходящего остатка, не использованного в 2020 г., а также за счёт изменения макропрогноза и роста ненефтегазовых доходов. Исполнено расходов федерального бюджета на 24,8 трлн руб.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 10 лет, %
Рис. 6. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
В структуре исполнения расходов федерального бюджета традиционно наибольшую долю занимают расходы:
на социальную политику (27%),
на национальную политику (17,7%),
на национальную оборону (14,4%),
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (9,3%),
на общегосударственные вопросы (7,2%).
Структура исполнения расходов федерального бюджета по разделам, %
Рис. 7. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
ФНБ и госдолг России
По данным Минфина, объём ФНБ по состоянию на 1 января 2022 г. составил 13,6 трлн руб., или 11,7% ВВП, из которых 8,43 трлн руб. — это объём ликвидных средств. Однако, по данным Федерального казначейства, направленным в Счётную палату, остаток ликвидных средств составляет 8,45 трлн руб. Расхождение в расчётах связано с курсовой разницей.
Динамика остатков средств на счетах ФНБ в иностранной валюте в Банке России и размещённых в разрешённые финансовые активы в 2019–2021 гг., млрд руб.
Рис. 8. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
По состоянию на конец 2021 г. объём госдолга России вырос на 10,5% и составил 20,9 трлн руб., или 18,1% утверждённого ВВП. Внутренний госдолг вырос на 11,8% — до 16,5 трлн руб., его доля в общем объёме госдолга РФ увеличилась с 77,9% до 78,8%. Рост внутреннего госдолга России, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, вызван ростом объёма государственного долга по ОФЗ-ПД.
Государственный внешний долг в иностранной валюте вырос на 5,3% и составил 59,7 млрд долл., в рублёвом эквиваленте рост составил 5,9% — до 4,4 трлн руб. В структуре всего госдолга России его доля снизилась с 22,1% до 21,2%.
Динамика объёма государственного долга РФ за 10 лет, млрд руб.
*по состоянию на 1 января каждого года
Рис. 9. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
Хотя государственный долг планомерно растёт, он по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире. Кроме того, уровень внешнего долга в рублёвом эквиваленте составляет 4,4 трлн руб., что в три раза меньше объёма ФНБ. Этот факт снижает вероятность дефолта в нашей стране.
Что будет с федеральным бюджетом в ближайшие годы?
По итогам 2021 г. федеральный бюджет оказался в профиците, хотя изначально прогнозировался дефицит. За последние 15 лет профицит федерального бюджета наблюдался всего три раза — в 2006–2008 гг., 2018–2019 гг. и в 2021 г. В предыдущие два периода причина профицита бюджета заключалась в высоких ценах на энергоресурсы и показателях экспорта сырья за рубеж.
В начале декабря 2021 г. президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. Предстоящие три года также прогнозируются профицитными. Однако в свете последних событий — нарастающего экономического и геополитического напряжения — сейчас сложно сказать, какими будут итоги будущих периодов.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Макроэкономические показатели
На фоне низкой базы 2020 г. макроэкономические показатели по итогам 2021 г. продемонстрировали значительный рост. В прошлом году российская экономика начала оживать и наращивать обороты по мере восстановления деловой активности и отложенного спроса. Кроме того, росту показателей поспособствовала благоприятная рыночная конъюнктура в виде роста цен на нефть.
Темп прироста ВВП по итогам 2021 г. составил 4,7%, что стало рекордным значением за последние 13 лет. Оценка Росстата оказалась выше прогноза Минэкономразвития, который предполагал, что российская экономика по итогам 2021 г. вырастет на 4,6%. Банк России прогнозировал рост ВВП России по итогам 2021 г. в 4,7%.
Темпы прироста ВВП за последние 10 лет, % к соответствующему периоду предыдущего года
Рис. 1. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
В основном рост российского ВВП был обеспечен приростом в таких отраслях, как платные услуги населению — 17,6%, оптовая торговля — 9,4%, розничная торговля — 7,3%, промышленность — 5,3%.
Реальные доходы населения за год выросли на 3,1%, реальная начисленная заработная плата — на 9,5%.
Единственным видом экономической деятельности, который несколько снизился по итогам 2021 г., стало сельское хозяйство. Показатель уменьшился на 0,9%, что вызвано низким урожаем из-за неблагоприятных погодных условий, повлиявших на валовой сбор зерна, картофеля и овощей. Согласно данным Росстата, валовой сбор зерна снизился на 9,1%, производство пшеницы — на 11,5%, ячменя — на 14%.
Прирост основных макроэкономических показателей в 2021 г., % к 2020 г.
Рис. 2. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
На фоне восстановления спроса и ослабления курса рубля, перебоев с поставками определённых товаров и ростом мировых цен инфляция в России в конце 2021 г. разогналась до 8,4%.
Динамика инфляции, %
Рис. 3. Источник: данные Банка России
Исполнение доходов федерального бюджета
За январь — декабрь 2021 г. доходы федерального бюджета выросли на 35,1% год к году и достигли 25,3 трлн руб. Таким образом, доходы превысили расходы, образовав профицит бюджета в сумме 514,8 млрд руб. Прогнозируемая величина доходов составляла 18,8 трлн руб., а также ожидался дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб.
На значительное превышение фактического исполнения доходов бюджета над прогнозируемыми повлияли:
рост ВВП;
рост цен на нефть;
восстановление нефтегазового и металлургического сектора;
рост доходов от организаций металлургического, химического и финансового секторов экономики;
объёмы налогооблагаемого импорта;
изменение обменного курса рубля к доллару, за счёт чего рублёвая стоимость нефти достигла исторического рекорда.
В основном рост доходов в федеральный бюджет обеспечили:
налог на добычу полезных ископаемых (сырую нефть),
НДС,
вывозные таможенные пошлины на углеводородное сырьё,
налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья,
налог на прибыль организаций.
На объём поступлений оказали влияние не только сложившиеся макроэкономические условия, сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, но и изменения в российском законодательстве, которые изменили размер ставок в рамках завершения «налогового манёвра в нефтегазовой отрасли» и параметры «режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», а также скорректировали размер платы и нормативов зачисления доходов в федеральный бюджет.
Основные виды доходов, по которым в 2021 г. сложилось увеличение (+), снижение (-) поступлений по сравнению с 2020 г., млрд руб.
Рис. 4. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
В структуре поступлений в федеральный бюджет доля нефтегазовых доходов в 2021 г. составила 35,8%, ненефтегазовых — 64,2%. Ненефтегазовые доходы выросли на 20,4% и составили 16,2 трлн руб. Это было вызвано ростом поступлений НДС, налога на прибыль организаций, разовой платы за возмещение вреда, причинённого водным объектам АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», а также за счёт зачисления части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк» (SBER).
Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза и составили 9,1 трлн руб. Это обусловлено увеличением поступлений налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, вывозных таможенных пошлин на нефть, НДПИ в виде углеводородного сырья.
Уровень нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объёме поступлений в 2016–2021 гг., млрд руб.
Рис. 5. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
Доля ненефтегазовых и нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 12,6% и 7% от ВВП соответственно. Если доля ненефтегазовых доходов в ВВП не изменилась, то доля нефтегазовых доходов по сравнению с 2020 г. выросла на 2,1 пп.
Исполнение расходов федерального бюджета
За последние пять лет уровень исполнения расходов федерального бюджета значительно вырос и достиг максимального значения. По итогам 2021 г. его уровень составил 97,5%. По состоянию на 1 января 2022 г. сводная бюджетная роспись составила 25,4 трлн руб., что на 18,1% выше показателя годом ранее. Такое увеличение произошло за счёт переходящего остатка, не использованного в 2020 г., а также за счёт изменения макропрогноза и роста ненефтегазовых доходов. Исполнено расходов федерального бюджета на 24,8 трлн руб.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 10 лет, %
Рис. 6. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
В структуре исполнения расходов федерального бюджета традиционно наибольшую долю занимают расходы:
на социальную политику (27%),
на национальную политику (17,7%),
на национальную оборону (14,4%),
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (9,3%),
на общегосударственные вопросы (7,2%).
Структура исполнения расходов федерального бюджета по разделам, %
Рис. 7. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
ФНБ и госдолг России
По данным Минфина, объём ФНБ по состоянию на 1 января 2022 г. составил 13,6 трлн руб., или 11,7% ВВП, из которых 8,43 трлн руб. — это объём ликвидных средств. Однако, по данным Федерального казначейства, направленным в Счётную палату, остаток ликвидных средств составляет 8,45 трлн руб. Расхождение в расчётах связано с курсовой разницей.
Динамика остатков средств на счетах ФНБ в иностранной валюте в Банке России и размещённых в разрешённые финансовые активы в 2019–2021 гг., млрд руб.
Рис. 8. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
По состоянию на конец 2021 г. объём госдолга России вырос на 10,5% и составил 20,9 трлн руб., или 18,1% утверждённого ВВП. Внутренний госдолг вырос на 11,8% — до 16,5 трлн руб., его доля в общем объёме госдолга РФ увеличилась с 77,9% до 78,8%. Рост внутреннего госдолга России, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, вызван ростом объёма государственного долга по ОФЗ-ПД.
Государственный внешний долг в иностранной валюте вырос на 5,3% и составил 59,7 млрд долл., в рублёвом эквиваленте рост составил 5,9% — до 4,4 трлн руб. В структуре всего госдолга России его доля снизилась с 22,1% до 21,2%.
Динамика объёма государственного долга РФ за 10 лет, млрд руб.
*по состоянию на 1 января каждого года
Рис. 9. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.
Хотя государственный долг планомерно растёт, он по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире. Кроме того, уровень внешнего долга в рублёвом эквиваленте составляет 4,4 трлн руб., что в три раза меньше объёма ФНБ. Этот факт снижает вероятность дефолта в нашей стране.
Что будет с федеральным бюджетом в ближайшие годы?
По итогам 2021 г. федеральный бюджет оказался в профиците, хотя изначально прогнозировался дефицит. За последние 15 лет профицит федерального бюджета наблюдался всего три раза — в 2006–2008 гг., 2018–2019 гг. и в 2021 г. В предыдущие два периода причина профицита бюджета заключалась в высоких ценах на энергоресурсы и показателях экспорта сырья за рубеж.
В начале декабря 2021 г. президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. Предстоящие три года также прогнозируются профицитными. Однако в свете последних событий — нарастающего экономического и геополитического напряжения — сейчас сложно сказать, какими будут итоги будущих периодов.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу