Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Какие есть козыри у «Газпрома» в условиях санкционной войны » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Какие есть козыри у «Газпрома» в условиях санкционной войны

11 апреля 2022 Financial One | Газпром Кауфман Сергей
Будущее «Газпрома» и планируемый отказ Европы от российского газа обсудили с Сергеем Кауфманом, аналитиком ФГ «Финам».
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Для «Газпрома» сейчас самый большой риск, который существует и который, вероятно, будет реализовываться, – это в долгосрочной перспективе снижение поставок в Европу. То, что происходит в краткосрочной перспективе, то есть новости о переходе на оплату газа в рублях, об аресте дочек, это все в самом вероятном сценарии все-таки на поставки не повлияет.

Прямо сейчас Европа действительно очень зависима от российского газа – порядка 40% от ее общего потребления приходит из России, преимущественно как раз со стороны «Газпрома». Даже если поставки «Газпрома» остановятся, например, на несколько месяцев, то Европе уже не хватит газа, чтобы полноценно пережить зиму, не снижая потребление на производствах или не снижая температуру в домах.

Но это мы говорим про 2022 год. В текущем году у «Газпрома», скорее всего, все будет хорошо. Цены все еще находятся на аномально высоком уровне – это более $1 тысячи за 1 тысячу кубометров. Поставки, даже включая поставки через Украину, происходит в абсолютно штатном режиме. «Газпром» заработает рекордную прибыль.

Но если говорить про долгосрочную перспективу, практически все ключевые потребители «Газпрома», практически все страны Евросоюза сказали о том, что они будут постепенно отказываться от российского газа. Замещать в первую очередь они будут со стороны сжиженного природного газа, и уже есть некоторые планы – Международное энергетическое агентство опубликовало еще месяц назад, Еврокомиссия тоже что-то похожее сделала – которые говорят, что в оптимистичном сценарии в 2023 году можно уже на треть снизить потребление российского газа.

Треть страны Евросоюза – это примерно 50 млрд кубометров. Это существенное значение, но надо понимать, что, во-первых, это оптимистичный план. Во-вторых, речь идет о ситуации, когда рынок газа и так находится на грани дефицита, что нам показывают повышенные цены. А снижение импорта российского газа – это снижение предложения, потому что перенаправить объем прямо сейчас никуда нельзя.

Вероятно, это будет поддерживать цены на таких же аномально высоких уровнях, если не выше. Я напомню, что обычно цены на газ держались в диапазоне $200-$300 за 1 тысячу кубометров, а сейчас это больше $1 тысячи. То есть рост в четыре-пять-шесть раз. Европа хочет на горизонте пяти лет полностью отказаться от российского газа, но это оптимистичный сценарий. Скорее всего, потребуется больше времени, потому что и на рынке СПГ свободных объемов мало, и инвестиции в возобновляемые источники энергии нужны достаточно большие.

При этом «Газпром» постепенно увеличивает бизнес с Китаем. Уже сейчас у нас работает «Сила Сибири», подписаны контракты на поставку 48 млрд кубометров газа в Китай. А что еще более интересно, на более поздний период запланирован также проект «Сила Сибири – 2». Ожидаемая мощность этого проекта – 50 млрд кубометров.

Также важно отметить, что труба, скорее всего, будет идти через всю Россию. Суть этого проекта в том, что он не только формально будет компенсировать выпадающие объемы. Он фактически тот же самый газ, который мог бы экспортироваться в Европу, будет перенаправлять в Китай.

Китай, как известно, эта страна, которая сейчас обеспечивает основной спрос на газ в мире. У них есть потенциал в целом для роста потребления электроэнергии и для перехода с угля на более экологичный газ. Поэтому Китай является надежным сторонником «Газпрома», его партнером.

Мы полагаем, что эти два фактора – неизбежно высокие цены и рост поставок в Китай – с точки зрения финансовых результатов будут компенсировать «Газпрому» выпадающие объемы поставок в Европу как в текущем, так и, скорее всего, в следующем году. Например, выручка и прибыль «Газпрома» могут быть выше, чем в какие-то докризисные годы.