19 апреля 2022 investing.com Вигуляров Дмитрий
Выходит закон о делистинге депозитарных расписок с иностранных бирж. Неплохой повод разобраться в том, как работает рынок.
Как устроен процесс выпуска акций, расписок? Для чего это делается и какие несет последствия? Обо всём по порядку.
Статья будет крайне полезна новичкам.
Что такое акции?
В первую очередь, акция — это ценная бумага, дающая владельцу право принимать участие в управлении акционерным обществом, получать долю от его дохода, а при ликвидации компании — претендовать на его имущество.
Это всё, конечно, хорошо. Но остается много вопросов. Например, что происходит с компанией, когда падает цена акций? А если растет? Давайте разберемся.
Откуда вообще берутся акции?
В определенный момент развития компании наступает такой период, когда хочется больше и больше. Когда бизнес-процессы настроены, но не хватает средств для более быстрого роста.
В такой период верный вариант — это продать часть компании.
Да, именно. Продать часть компании. Сделать её публичной. Это делается через IPO — первичное публичное предложение. Как это происходит?
Если говорить простым языком, то:
В ходе процесса оценки компании появляется её первичная стоимость. Оцениваются различные факторы: темпы роста, перспективы, финансовое состояние, уникальность и т.д.
Допустим, что в ходе этой процедуры, некую компанию V оценили в 200 миллионов долларов. Неплохо, да? Что будет дальше?
Компания выпускает акции. Например, 2 миллиона. То есть, каждая акция при первичном предложении будет стоить 100$. (не будем засорять голову уставными капиталами и номинальной стоимостью).
Далее, компания проводит рекламную кампанию по привлечению инвесторов и т.д. и т.п. В общем, делает всё, что привлечь к себе внимание. Ведь без него акции просто так покупать не будут.
Тут мы можем взглянуть на таких "гуру" маркетинга, как Маск или Брэнсон, которые не просто смогли привлечь огромное количество капитала из-за грамотно выбранного момента и отличной маркетинговой кампании, но при этом регулярно выпускают дополнительные акции, привлекая всё новый капитал.
Кстати, советую обратить внимание на то, что количество IPO не просто так растет именно в фазы оптимизма на рынке. Когда все всё покупают и верят в светлое будущее. Чем дороже продаешь часть бизнеса, тем выгоднее.
Но вернемся к нашим баранам. Точнее, к компании V, которую оценили в 200 миллионов и которая собирается выйти на биржу.
Механика процесса не столь интересна, поэтому на неё время тратить не будем. Потому что тут нам интересно то, как формируется цена. Условно, компания выставляет 1 миллион акций по первоначальной цене в $100.
Почему 1 миллион? Потому что другой миллион акций оставляет себе руководство, чтобы не потерять контроль над компанией. Более того, руководители сами становятся держателями пакета акций и получают целое состояние.
Далее к рынку. Если компания не предоставила достаточно отчетности, провела ужасную рекламную кампанию или вовсе на неё забила, руководитель замешан в публичных скандалах, то акции вряд ли будут покупать. Спрос будет низкий, и их могут начать продавать по более низким ценам. Это невыгодно. И компания мало привлечет средств, и руководители будут обладать меньшим капиталом.
Но если была проведена отличная рекламная кампания. Если руководитель — святой добродетель и публичный человек. Если отчетность загружена за последние годы по нужным формам, то интерес к компании будет расти. В первую очередь — среди крупных игроков, во вторую — среди обычных инвесторов. И если спрос будет очень высоким, то акции могут продать по более высокой цене.
Например, в случае компании V желающих купить акции было 2 миллиона. Вдвое больше, чем акций. Значит, цену нужно поднимать. И получилось удовлетворить спрос только когда цена стала $200.
Что это значит? Это значит, что компания продала 2 миллиона акций по $200. Это, кстати, эмисионная цена. Тем самым, компания привлекла не 200 миллионов, как расчитывала. А 400 миллионов. Круто! Более того, руководство стало обладать пакетом акций на сумму в 200 миллионов. Тоже круто.
А что дальше?
А дальше компания стала публичной, а акции стали торговаться на свободном рынке — их цена стала рыночной и зависеть от спроса и предложения. И то, как меняется их цена — хоть и важно, но напрямую на инвестиции компании не влияет. 200 миллионов уже привлечено. Если акции рухнут обратно до 100$, то компания не понесет никаких убытков. Но при этом снизится оценка капитала руководства (поэтому они должны быть заинтересованы в развитии компании и роста цены акций).
Высокая капитализация говорит о способности компании генерировать доходы, эффективно использовать ресурсы, расширять бизнес, что, в свою очередь, является условием будущей прибыльности.
Также, привлекать новые средства через выпуск облигаций или кредиты легче компаниям крупной капитализации. У которых устойчивый бизнес, проверенный временем.
Важный нюанс — эмиссия новых акций снижает стоимость уже существующих, потому что увеличивает предложение. Поэтому будьте аккуратны с компаниями, которые, пользуясь популярностью, постоянно выпускают всё новые и новые акции.
Соответственно, изменение капитализации компании не влияет напрямую на бизнес компании. Скорее, наоборот. Падение бизнеса приведет к снижению капитализации, а рост — к росту.
Примерно так устроен рыночный механизм.
А что там с расписками?
А практически то же самое. С одним только нюансом. Если акция дает прямое право владения, то расписка подтверждает право владения акцией.
Это используется, когда нет прямого выхода на иностранную биржу. Например, Лондон не торгует напрямую с Московской биржей. Но до текущей ситуации российские компании выпускали расписки на Лондонской бирже.
Цель проста — привлечение нового капитала. Только при этом не нужно думать, что если Сбер продается в долларах (OTC:SBRCY), то он защищен от девальвации. Базовый актив — рублевая акция Сбера (MCX:SBER). И цена расписки в долларах рассчитывается именно на основе базового актива.
На что повлияет текущий делистинг?
В первую очередь, на возможности компаний привлекать средства для развития. Нельзя больше будет выпустить облигации или новые акции (акции, конечно, в РФ не часто новые выпускают, чаще облигации). Иными словами, удорожание и ужесточение финансирования. Это может сказаться на темпах роста компаний.
Во вторую очередь, это повлияет на капитализацию. Потому что вместо расписок сказано, что инвесторы получат реальные акции, которые торгуются на московской бирже. Но у иностранных держателей нет доступа к российскому рынку напрямую.
Поэтому пока, конечно, ещё остается открытым вопрос, что будет с расписками у иностранных держателей.
Но вероятнее всего, брокер будет самостоятельно гасить расписки, затем продавать акции и возвращать инвесторам компенсацию. Я думаю, это самый реальный вариант.
При этом, хочется отметить, что не все расписки будут расконвертированы и подвержены делистингу. Компании, которые зарегистрированы за рубежом не попадают под этот закон - TCS (MCX:TCSGDR), Яндекс (MCX:YNDX), X5 (MCX:FIVEDR), Globaltrans (MCX:GLTRDR) и другие.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Как устроен процесс выпуска акций, расписок? Для чего это делается и какие несет последствия? Обо всём по порядку.
Статья будет крайне полезна новичкам.
Что такое акции?
В первую очередь, акция — это ценная бумага, дающая владельцу право принимать участие в управлении акционерным обществом, получать долю от его дохода, а при ликвидации компании — претендовать на его имущество.
Это всё, конечно, хорошо. Но остается много вопросов. Например, что происходит с компанией, когда падает цена акций? А если растет? Давайте разберемся.
Откуда вообще берутся акции?
В определенный момент развития компании наступает такой период, когда хочется больше и больше. Когда бизнес-процессы настроены, но не хватает средств для более быстрого роста.
В такой период верный вариант — это продать часть компании.
Да, именно. Продать часть компании. Сделать её публичной. Это делается через IPO — первичное публичное предложение. Как это происходит?
Если говорить простым языком, то:
В ходе процесса оценки компании появляется её первичная стоимость. Оцениваются различные факторы: темпы роста, перспективы, финансовое состояние, уникальность и т.д.
Допустим, что в ходе этой процедуры, некую компанию V оценили в 200 миллионов долларов. Неплохо, да? Что будет дальше?
Компания выпускает акции. Например, 2 миллиона. То есть, каждая акция при первичном предложении будет стоить 100$. (не будем засорять голову уставными капиталами и номинальной стоимостью).
Далее, компания проводит рекламную кампанию по привлечению инвесторов и т.д. и т.п. В общем, делает всё, что привлечь к себе внимание. Ведь без него акции просто так покупать не будут.
Тут мы можем взглянуть на таких "гуру" маркетинга, как Маск или Брэнсон, которые не просто смогли привлечь огромное количество капитала из-за грамотно выбранного момента и отличной маркетинговой кампании, но при этом регулярно выпускают дополнительные акции, привлекая всё новый капитал.
Кстати, советую обратить внимание на то, что количество IPO не просто так растет именно в фазы оптимизма на рынке. Когда все всё покупают и верят в светлое будущее. Чем дороже продаешь часть бизнеса, тем выгоднее.
Но вернемся к нашим баранам. Точнее, к компании V, которую оценили в 200 миллионов и которая собирается выйти на биржу.
Механика процесса не столь интересна, поэтому на неё время тратить не будем. Потому что тут нам интересно то, как формируется цена. Условно, компания выставляет 1 миллион акций по первоначальной цене в $100.
Почему 1 миллион? Потому что другой миллион акций оставляет себе руководство, чтобы не потерять контроль над компанией. Более того, руководители сами становятся держателями пакета акций и получают целое состояние.
Далее к рынку. Если компания не предоставила достаточно отчетности, провела ужасную рекламную кампанию или вовсе на неё забила, руководитель замешан в публичных скандалах, то акции вряд ли будут покупать. Спрос будет низкий, и их могут начать продавать по более низким ценам. Это невыгодно. И компания мало привлечет средств, и руководители будут обладать меньшим капиталом.
Но если была проведена отличная рекламная кампания. Если руководитель — святой добродетель и публичный человек. Если отчетность загружена за последние годы по нужным формам, то интерес к компании будет расти. В первую очередь — среди крупных игроков, во вторую — среди обычных инвесторов. И если спрос будет очень высоким, то акции могут продать по более высокой цене.
Например, в случае компании V желающих купить акции было 2 миллиона. Вдвое больше, чем акций. Значит, цену нужно поднимать. И получилось удовлетворить спрос только когда цена стала $200.
Что это значит? Это значит, что компания продала 2 миллиона акций по $200. Это, кстати, эмисионная цена. Тем самым, компания привлекла не 200 миллионов, как расчитывала. А 400 миллионов. Круто! Более того, руководство стало обладать пакетом акций на сумму в 200 миллионов. Тоже круто.
А что дальше?
А дальше компания стала публичной, а акции стали торговаться на свободном рынке — их цена стала рыночной и зависеть от спроса и предложения. И то, как меняется их цена — хоть и важно, но напрямую на инвестиции компании не влияет. 200 миллионов уже привлечено. Если акции рухнут обратно до 100$, то компания не понесет никаких убытков. Но при этом снизится оценка капитала руководства (поэтому они должны быть заинтересованы в развитии компании и роста цены акций).
Высокая капитализация говорит о способности компании генерировать доходы, эффективно использовать ресурсы, расширять бизнес, что, в свою очередь, является условием будущей прибыльности.
Также, привлекать новые средства через выпуск облигаций или кредиты легче компаниям крупной капитализации. У которых устойчивый бизнес, проверенный временем.
Важный нюанс — эмиссия новых акций снижает стоимость уже существующих, потому что увеличивает предложение. Поэтому будьте аккуратны с компаниями, которые, пользуясь популярностью, постоянно выпускают всё новые и новые акции.
Соответственно, изменение капитализации компании не влияет напрямую на бизнес компании. Скорее, наоборот. Падение бизнеса приведет к снижению капитализации, а рост — к росту.
Примерно так устроен рыночный механизм.
А что там с расписками?
А практически то же самое. С одним только нюансом. Если акция дает прямое право владения, то расписка подтверждает право владения акцией.
Это используется, когда нет прямого выхода на иностранную биржу. Например, Лондон не торгует напрямую с Московской биржей. Но до текущей ситуации российские компании выпускали расписки на Лондонской бирже.
Цель проста — привлечение нового капитала. Только при этом не нужно думать, что если Сбер продается в долларах (OTC:SBRCY), то он защищен от девальвации. Базовый актив — рублевая акция Сбера (MCX:SBER). И цена расписки в долларах рассчитывается именно на основе базового актива.
На что повлияет текущий делистинг?
В первую очередь, на возможности компаний привлекать средства для развития. Нельзя больше будет выпустить облигации или новые акции (акции, конечно, в РФ не часто новые выпускают, чаще облигации). Иными словами, удорожание и ужесточение финансирования. Это может сказаться на темпах роста компаний.
Во вторую очередь, это повлияет на капитализацию. Потому что вместо расписок сказано, что инвесторы получат реальные акции, которые торгуются на московской бирже. Но у иностранных держателей нет доступа к российскому рынку напрямую.
Поэтому пока, конечно, ещё остается открытым вопрос, что будет с расписками у иностранных держателей.
Но вероятнее всего, брокер будет самостоятельно гасить расписки, затем продавать акции и возвращать инвесторам компенсацию. Я думаю, это самый реальный вариант.
При этом, хочется отметить, что не все расписки будут расконвертированы и подвержены делистингу. Компании, которые зарегистрированы за рубежом не попадают под этот закон - TCS (MCX:TCSGDR), Яндекс (MCX:YNDX), X5 (MCX:FIVEDR), Globaltrans (MCX:GLTRDR) и другие.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу