Как МВФ планирует решать проблему двойного кризиса » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как МВФ планирует решать проблему двойного кризиса

20 апреля 2022 Financial One
Делимся с вами основными моментами выступления директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой.

1. Вступление

Наши институты привержены делу всеобщего мира и процветания – особенно важным целям в этот критический момент для мира, в котором мы живем.

Проще говоря, мы столкнулись с серьезным кризисом, уже и так находясь в кризисном состоянии.

Во-первых, пандемия: она перевернула нашу жизнь и экономику с ног на голову, и это еще не конец. Дальнейшее распространение вируса может привести к появлению еще более заразных или, что еще хуже, более смертоносных штаммов, что вызовет новые потрясения и дальнейшее увеличение пропасти между богатыми и бедными странами.

Во-вторых, конфликт между Россией в Украиной вызывает потрясения во всем мире.

Экономические последствия конфликта распространились быстро и далеко, сильнее всего ударив по самым уязвимым людям в мире. Еще на его начала сотни миллионов семей пытались справиться со снижением доходов и ростом цен на энергоносители и продукты питания. Конфликт усугубил ситуацию и грозит еще больше усилить неравенство.

И впервые за многие годы инфляция стала явной и реальной угрозой для многих стран мира.

С экономической точки зрения, рост снижается, а инфляция растет. С человеческой точки зрения, доходы людей снижаются, а трудности становятся все более серьезными.

Еще одна проблема – фрагментация мировой экономики на геополитические блоки с различными торговыми и технологическими стандартами, платежными системами и резервными валютами.
По-настоящему тектонический сдвиг повлечет за собой болезненные затраты на адаптацию. С цепочками поставок, научно-исследовательскими работами и производственными сетями начнутся неполадки, и их придется создавать заново.

Такая фрагментация глобального управления является, пожалуй, самым серьезным вызовом для основанной на правилах системы, которая регулировала международные и экономические отношения на протяжении более 75 лет и помогла добиться значительного повышения уровня жизни во всем мире.


Она подрывает нашу способность вместе работать над двумя кризисами, с которыми мы сталкиваемся. При этом мы можем оказаться совершенно неспособными справляться с другими глобальными вызовами, такими как экзистенциальная угроза изменения климата.

Это важный момент для международного сообщества.

Действия, которые мы предпримем сейчас, вместе, определят наше будущее в фундаментальных аспектах.

2. Большие вызовы, более трудный выбор

Глобальное восстановление экономики начало сбавлять темпы еще до кризиса на Украине, отчасти из-за распространения штамма «омикрон».

В январе мы снизили наш прогноз глобального роста до 4,4% на 2022 год. С тех пор он существенно ухудшился. Инфляция, ужесточение финансовой политики и частые, широкомасштабные локдауны в Китае, из-за которых появляются новые узкие места в глобальных цепочках поставок, также негативно влияют на мировую экономику.

В результате мы прогнозируем дальнейшее снижение темпов роста мировой экономики в 2022 и 2023 годах. К счастью, в большинстве стран рост останется на положительной территории. Тем не менее последствия кризиса приведут к снижению прогнозов для 143 стран в этом году, что составляет 86% мирового ВВП.

Экономики, которым грозит понижение рейтинга, включают чистых импортеров продовольствия и топлива – в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии и Европе.

Увеличение стоимости сырьевых товаров повысило перспективы роста для многих экспортеров нефти, природного газа и металлов. Однако на эти страны также влияет повышенная неопределенность, и им вряд ли удастся компенсировать общее замедление глобального роста.

В то же время рост цен на энергоносители и продовольствие усиливает инфляционное давление, снижая реальные доходы домохозяйств по всему миру.

Большинству стран теперь потребуется еще больше времени, чтобы вернуть объем производства к тенденции, существовавшей до пандемии. Многие страны с формирующимся рынком борются не только с экономическими последствиями конфликта между Россией и Украиной, но и с последствиями пандемии.

До начала конфликта Россия и Украина обеспечивали 28% мирового экспорта пшеницы; Россия и Беларусь обеспечивали 40% экспорта калия, важнейшего удобрения. Цены на зерно и кукурузу резко выросли, и лидеры стран Африки и Ближнего Востока отмечают, что запасы на исходе.
Отсутствие продовольственной безопасности вызывает серьезную озабоченность. Мы должны действовать сейчас, выступив с многосторонней инициативой по укреплению продовольственной безопасности.


Цены на продовольствие и энергоносители, а также проблемы с цепочками поставок продолжают способствовать росту инфляции. В странах с развитой экономикой инфляция уже достигла четырехдесятилетнего максимума. И мы прогнозируем, что она будет оставаться на высоком уровне дольше, чем предполагалось ранее.

Мы оказались в сложнейшей политической ситуации, которая ставит перед нами чрезвычайно трудный вопрос: как политикам обуздать высокую инфляцию и растущий долг, создавая основы для устойчивого роста?

3. Политические меры по обеспечению восстановления и укреплению устойчивости

Неотложными приоритетами являются прекращение кризиса на Украине, противостояние пандемии, а также борьба с инфляцией и долгом.

МВФ предоставил финансирование в $1,4 млрд, чтобы помочь удовлетворить неотложные потребности Украины. Вместе с международными партнерами мы готовимся к масштабным усилиям по восстановлению, которые потребуются.

Мы также активно работаем над поддержкой сильно пострадавших соседей Украины, таких как Молдова – страна с населением всего 2,6 млн человек, которая уже приняла более 400 тысяч беженцев. Мы также усиливаем поддержку 20% стран-членов, переживающих времена нестабильности.

В то же время ковид продолжает свое смертоносное шествие. Для борьбы с ним нам необходим комплексный набор инструментов, включающий вакцины, тесты и антивирусные средства.

Недавний анализ, проведенный сотрудниками МВФ и нашими партнерами, показывает, что борьбу с коронавирусом можно продолжить за скромные $15 млрд в этом году и $10 млрд в последующие годы.

Безусловно, если мы чему-то и научились во время пандемии, так это тому, что безопасность здоровья – это экономическая безопасность.

Не менее важной для экономической безопасности является борьба с инфляцией.

Инфляция – это угроза финансовой стабильности, представляющая большие для людей, которые пытаются свести концы с концами. Во многих странах инфляция стала центральной проблемой.

Перед лицом настоящего вызова центральные банки должны действовать решительно, держа руку на пульсе экономики и корректируя политику соответствующим образом. И, конечно же, четко информировать общественность.

Страны с формирующейся и развивающейся экономикой сталкиваются с дополнительным риском потенциальных побочных эффектов от ужесточения денежно-кредитной политики в развитых странах – речь идет не только о повышении стоимости заимствований, но и о риске оттока капитала.

Для решения этих проблем страны должны быть готовы использовать весь набор доступных инструментов. Они варьируются от продления сроков погашения долга и использования гибкости обменного курса до валютных интервенций и мер по управлению потоками капитала.

Сохранение доступа к ликвидности имеет особенно важное значение. Кредитование МВФ – в настоящее время более $300 млрд – существенно помогло странам-членам в этом отношении. Как и выделенные прошлым летом $650 млрд в виде СПЗ. Страны с низким уровнем дохода используют до 40% СПЗ на борьбу с ковидом.

Но даже при наличии помощи многие политики сталкиваются с трудной задачей решения проблемы растущего долга. Именно поэтому необходимо тщательно определить приоритеты расходов на системы социальной защиты, здравоохранение и образование и направить их на наиболее уязвимые слои населения.

Надежный среднесрочный бюджетный курс, включая справедливую налоговую политику, имеет ключевое значение – он поможет создать пространство, необходимое для оказания необходимой поддержки, не ставя под угрозу устойчивость государственного долга.

Для некоторых стран – особенно для 60% стран с низким уровнем дохода, которые уже находятся в состоянии долгового кризиса или близки к нему, – потребуется реструктуризация долга. Чтобы помочь многим из них, необходимо усовершенствовать общую структуру G20 по урегулированию долговых проблем, разработав четкие процедуры и сроки для должников и кредиторов.

Ее также следует распространить на другие уязвимые страны с высокой задолженностью, которые могут выиграть от координации действий кредиторов. Своевременное и упорядоченное урегулирование задолженности отвечает интересам как должников, так и кредиторов.

Сами по себе эти шаги не обеспечат долговременного восстановления. Для этого политикам необходимо сосредоточиться на использовании возможностей, открывающихся в ходе крупных структурных преобразований. Двумя наиболее важными из них являются «зеленый» переход и цифровая революция.

Изменение климата

Как было отмечено в последнем докладе ООН по климату, угроза для нашей планеты никуда не далась. Напротив, она становится все более серьезной. Мы должны смягчить ее повсеместно, адаптироваться там, где это необходимо, и повысить устойчивость к грядущим потрясениям.

Мы понимаем, что необходимо сделать: комплексный подход, включающий установление цен на выбросы углекислого газа и инвестиции в возобновляемые источники энергии, а также компенсацию и новые возможности для тех, кто пострадал от «зеленого» перехода. Эти меры также могут укрепить энергетическую безопасность.

МВФ готов оказать необходимую помощь. Наш Исполнительный совет одобрил создание нового Трастового фонда по обеспечению устойчивости и стабильности (Resilience and Sustainability Trust). Предоставляя доступное долгосрочное финансирование и стимулируя частные инвестиции, он будет способствовать решению макрокритических проблем, таких как изменение климата и будущие пандемии.

Цифровая революция

Последняя глобальная проблема, которую я затрону сегодня, – это цифровая революция. Она включает в себя переквалификацию работников для все более цифровой экономики; раскрытие потенциала таких инноваций, как цифровые валюты центральных банков; и укрепление нормативно-правовой базы в отношении криптоактивов.

Более 100 стран-членов активно исследуют эту важнейшую область, а мы помогаем им, предоставляя консультации по вопросам политики и наращивая потенциал.

Раньше мы говорили: «Будущее за цифровыми технологиями», но это будущее уже наступило, обеспечив новые источники производительности, роста и рабочих мест!

4. Заключение

В мире, где кризис в Европе порождает голод в Африке, где пандемия может обогнуть земной шар за считанные дни, где проблемы с климатом продолжают обостряться, угроза коллективному процветанию из-за развала глобального сотрудничества не может быть переоценена.

Единственным эффективным средством борьбы с рисками является международное сотрудничество. Это наша единственная надежда на более справедливое, более устойчивое будущее. И это наш долг.

МВФ является проверенной платформой для глобального сотрудничества. Опираясь на коллективную силу наших членов, мы предоставляем необходимые консультации по вопросам политики и финансирование тем, кто больше всего пострадал от двойного кризиса. И мы готовы работать с международными партнерами, чтобы сделать еще больше.

На Бреттон-Вудской конференции в 1944 году министр финансов США Генри Моргентау изложил «элементарную экономическую аксиому», которой должны руководствоваться основатели МВФ: «Процветание, как и мир, неделимо».

В сегодняшнем, более подверженном потрясениям мире, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, так же неделимы. И наши усилия по их решению должны быть неделимыми.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter