Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
В России прошла первая сделка с токеном на палладий. Какие перспективы у рынка ЦФА и что нужно знать инвестору » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

В России прошла первая сделка с токеном на палладий. Какие перспективы у рынка ЦФА и что нужно знать инвестору

22 июля 2022 banki.ru | Палладий Милькина Анна
В 2022 году в стране законодательно появилась новая отрасль – цифровые финансовые активы. Уже три компании получили лицензию ЦБ на деятельность в этой сфере. Разбираемся вместе с экспертами, что ждет рынок в ближайшее время, зачем токенизировать товары и насколько это привлекательная сфера для инвестора.

В России впервые заключена инвестиционная сделка с использованием цифровых финансовых активов (ЦФА) и реального товара. Инвестором стал Росбанк, который приобрел цифровой токен на металл палладий на блокчейн-платформе «Атомайз»(Atomyze, инвесторы «Интеррос» и Глобальный палладиевый фонд, GPF). Эмитентом токена стал GPF Investments. Это российская структура Глобального палладиевого фонда, созданного "Норникелем" в 2016 году.

Токен привязан к рыночной стоимости палладия, поэтому Росбанк получает право на денежное требование, эквивалентное этому показателю. Сам Росбанк предоставляет инфраструктуру для организации расчетов и идентификации клиентов «Атомайза».

Что такое токены
Токены – цифровые финансовые активы, включающие в себя права денежного требования, которые могут выпускаться, учитываться и обмениваться в системе. Токенами не являются цифровые финансовые активы, включающие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.


Это первый цифровой финансовый актив, который выпустила платформа «Атомайз». Она же 3 февраля первой в России получила лицензию ЦБ на управление ЦФА. 17 марта аналогичные лицензии получили Сбербанк и финтех-компания «Лайтхаус» (основной партнер «Трансмашхолдинг», ТМХ).

Как регулируется оборот ЦФА в России
Госдума 6 июля приняла в третьем окончательном чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА). Он в том числе прямо запрещает оплату ими товаров, работ и услуг в России. Частично запрет касается утилитарных цифровых прав (УПЦ).

Закон признает операторов электронных платформ субъектами национальной платежной системы. Они имеют право на выпуск и обращение ЦФА в обмен на российские рубли, а также на хранение цифровых финактивов, ведение реестра держателей и оказание поддержки электронных кошельков и каналов обслуживания держателей этих активов. Они также могут делать расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ, при соблюдении ряда требований. В их числе – запрет на предоставление пользователю денег для увеличения остатка средств, учитываемых на номинальном счете. Запрещено и начисление процентов на остаток денежных средств пользователя.

Сейчас в реестр операторов информационных систем по выпуску ЦФА входит три компании: блокчейн-платформа «Атомайз», Сбербанк и финтех-компания «Лайтхаус». Этот статус разрешает компаниям заниматься выпуском ЦФА и их обменом между пользователями внутри своих платформ. Регулирует отрасль ЦБ. Перечень сделок с ЦФА открыт и пока нет прямого запрета на использование ЦФА и УЦП в качестве платежного средства.

Зачем токенизировать сырье
«Токенизация традиционных финансовых инструментов (акции, облигации, фьючерсы и тд.) позволяет уйти от посредников в виде брокеров, банков, депозитариев», — говорит эксперт по инвестициям в криптовалюте Банки.ру Никита Федоров. Для инвестора уменьшается комиссия при расчетах и ускоряется процесс торговли. Также появляется полная прозрачность операции: отслеживание всех транзакций, определение личности покупателя, время сделки, схема распределения доходов. По такой же схеме будет происходить токенизация сырьевых активов, замечает он. Главное — соблюсти привязку к реальному активу, то есть выбрать такой блокчейн, на базе которого будет происходить токенизация. Если эксперимент с токенизацией палладия будет успешен, то затем токенизировать будут и другие активы. По мнению Федорова, инвесторам могут быть интересны токены не только на драгоценные металлы, но и на нефть, газ или уголь и другие активы, даже материальные.

Более того, токенизация позволяет купить те активы, которые инвестору сейчас недоступны вовсе, подчеркивает он. «Например, если токенизировать яхту за несколько миллионов долларов, то можно будет купить ее часть. То есть круизным лайнером сможет владеть группа инвесторов за счет токенов, а запись о них, как о владельцах будет захеширована (преобразована в специальный код — прим.) в блокчейне», — говорит эксперт. Это позволит уйти от процедуры юридического оформления и траты средств на юридические и финансовые услуги.

«Токенизация прав на драгоценные и редкие металлы, другие сырьевые активы – это новый инструмент для самых широких категорий инвесторов, который, например, может стать очень интересной альтернативой вложениям в валюту», — считает первый заместитель председателя правления Росбанка Перизат Шайхина.

По мнению генерального директора «Атомайз» Екатерины Фроловичевой, первая сделка с токеном на палладий станет началом большой истории, которая будет включать в себя новое видение традиционных продуктов и создание принципиально новых, для эмитентов и инвесторов. По ее словам, это новейшая индустрия, которая поменяла парадигму финансовых рынков в России.

Выпуск ЦФА на физический металл – это новый этап в управлении сбытом драгоценных металлов не только в России, но и в мире, говорит генеральный директор GPF Investments Владимир Пронский. По его мнению, данный инструмент будет востребован среди многих типов клиентов. «ЦФА на данный металл кажется очень перспективным финансовым продуктом для инвестиций», — отметил он.

Первая сделка в рамках нового закона — это позитивный сигнал для рынка, считает основатель краудлендинговой платформы JetLend Роман Хорошев.

«Однако в данный момент инвестирование в цифровые токены палладия выглядит как нерабочий инструмент. Непонятно, какую проблему он будет решать и какую практическую ценность несет», — полагает он. Сейчас инвестировать в палладий и другие металлы можно без проблем через другие инструменты, замечает эксперт.

В свою очередь основатель и СЕО финтех-компании «Деньги Вперед» Павел Гужиков воспринимает токенизацию прав на сырьевые активы как другой уровень взаимоотношений участников рынка. Они более прозрачные, неизменные и менее подверженные мошенничеству, считает он.

Перспективы токенов в России и мире
«Будущее отрасли зависит от законодательного регулирования», - говорит Федоров. При его развитии будет расти разнообразие токенизированных активов. При этом, по его мнению, как государство, так и корпоративные игроки заинтересованы в развитии ЦФА. Этот инструмент позволяет получить доступ к информации по разным контрагентам и дает возможность управлять целыми цепочками поставок в режиме реального времени. Это в свою очередь позволяет сократить расходы и снизить трудозатраты на производство продукта, отмечает эксперт.

ЦФА уже легализованы в некоторых странах, где с них платят налоги, применяют в межбанковских и межстрановых расчетах, замечает Гужиков. Например, Сальвадор имеет биткоин на балансе страны. Это очень полезный инструмент, хотя вокруг него в последние годы появилось немало мошенничества, а также дублирующих технологий. «Хотя в этом и суть инвестиций сегодня — на рынке может быть сотня платформ для метавселенных, из них победят 3-5 сильнейших и они-то и захватят рынок», — говорит он.

В России эти технологии пока не находят большой поддержки в верхних эшелонах власти, считает Гужиков. Здесь немало активистов, выступающих за внедрение подобных инноваций, но их все же недостаточно, чтобы совершить прорыв. Скорее всего, до него еще много лет, говорит эксперт. Однако прорыв будет и будет масштабным, как это было и с безналичной оплатой, уверен он. Сначала карточки проникали на рынок медленно и встречали сопротивление, но критическая масса быстро набралась, и необходимость убеждать и образовывать рынок отпала, напоминает он.

По его мнению, к 2030 году этот рынок будет охватывать триллионы долларов. «Мир, безусловно, будет уже совершенно другим, но по оптимистичным прогнозам доля ЦФА составит до 30% сегмента платежей», — считает он.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу