Как предвидеть крах рынка: прислушайтесь к захватывающим историям » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как предвидеть крах рынка: прислушайтесь к захватывающим историям

10 августа 2022 БКС Экспресс
Сюжеты, которые впечатляют людей, влияют на их финансовое поведение, — к такому выводу пришел нобелевский лауреат Роберт Шиллер. Что такое нарративы, как действует коллективная память и при чем тут деловая пресса — разбираемся на основе публикации сайта Эконс.

Андаманские острова в 2004 г. накрыло разрушительное цунами. Однако ни один человек из племени онге, коренных жителей этих мест, не пострадал. Оказалось, что у онге есть легенда, которая передается из поколения в поколение и рассказывает о злых духах, которые охотятся на людей. Признак приближения духов — отход воды от берега. Завидев это, нужно как можно быстрее подняться как можно выше, чтобы спастись.

Кстати, онге являются самым низкорослым племенем в мире — в среднем их рост меньше 150 см, но это не имеет отношения к делу. История о цунами служит иллюстрацией того, как коллективная память и нарративы влияют на поведение людей. В экономике происходит примерно то же самое.

Нарративная экономика

Нарратив — это история, которая «цепляет» людей и становится вирусной: они пересказывают ее друг другу, она влияет на их мышление и принятие решений.

Роберт Шиллер написал книгу о нарративной экономике, где рассказал, как нарративы меняют экономическое поведение, управляют рынками и провоцируют кризисы.

«Я думаю, что той неизвестной переменной, которая спровоцировала бум, как раз и были нарративы: так, во время бума, начавшегося в 1997 г., были популярны истории об инвестициях в недвижимость, которые помогли людям очень быстро разбогатеть. Впоследствии это превратилось в спекулятивный пузырь», — говорит Шиллер о буме и последующем кризисе на рынке недвижимости США.

Люди предпочитают не аналитику, а истории, которые вызывают у них сильные эмоции, считает Шиллер.

Прочитал — запомнил

В новом исследовании Шиллер и его соавторы изучили влияние «нарративов катастрофы» на биржевую динамику. Коллективная память передается с помощью публикаций в деловой прессе: когда экономику штормит, важное место в новостях занимают истории о предыдущих финансовых кризисах. Масштабные провалы на фондовом рынке случаются нечасто, поэтому не каждый становится их свидетелем — а сравнения с прошлым помогают инвесторам строить предположения, что будет дальше. Нарративы имеют важное значение в принятии финансовых решений, выяснили исследователи.

Когда в прессе появляются «нарративы катастрофы», это может служить предупреждающим сигналом о том, что очередной крах рынка приближается. Ученые обнаружили прямую и значимую связь таких нарративов с ростом индекса страха VIX и увеличением волатильности. По их подсчетам, «нарративами катастроф» можно объяснить более трети динамики VIX и около 40% волатильности.

На следующий день после появления соответствующих публикаций в прессе, оценки розничными инвесторами вероятности падения рынка растут. На институциональных инвесторов (то есть представителей фондов, инвестиционных компаний и т.д.) нарративы такого влияния не оказывают.

Инвесторы оценивают вероятность обвала рынка, ориентируясь не только на финансовые новости. Если в радиусе 30 миль от их места жительства в течение последнего месяца происходило землетрясение, вероятность встряски на бирже также казалась людям более высокой.

Выводы для инвестора

• Поведение, в основе которого лежат нарративы, не обязательно считать иррациональным, пишет Шиллер. Иногда коллективная память может подсказывать верное решение, которое позволит избежать катастрофы.

• Тем не менее, иногда нарративы действуют негативно — например, способствуют формированию пузырей. При принятии финансовых решений важно отделять факты от эмоций и уметь анализировать информацию.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter