Как отразилось снижение ставки Центробанком Турции на лире? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как отразилось снижение ставки Центробанком Турции на лире?

22 августа 2022 ИХ "Финам" | USDTRY Сулейманова Наиля
Через два месяца после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал снизить процентные ставки, Центральный банк сделал это, несмотря на бушующую инфляцию и единодушное мнение экономистов о том, что нужно было повысить ставку. Finam.ru разбирается, что будет дальше с лирой и ставкой.

Почему ЦБ Турции снизил ставку?

18 августа Центробанк Турции по итогам очередного заседания неожиданно решил опять снизить ключевую ставку. Она была опущена на 100 б. п. до 13% годовых, несмотря на то, что инфляция в Турции по итогам июля выросла до 79,6% против 78,6% в июне.

Регулятор объясняет необходимость такого решения тем, что нужно поддерживать экономический рост в стране. В 1 квартале 2022 года ВВП Турции вырос на 7,3% в годовом выражении, однако во 2 квартале ВВП может замедлить рост в годовом выражении и даже снизиться, так как в аналогичном квартале 2021 года турецкий ВВП показал рекордный рост на 22% год-к-году.

Скорее всего, Центральный банк Турции пытается не допустить существенного падения ВВП. Между тем, решение, принятое турецким центробанком, вызывает немало вопросов, отмечает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global. Годовая инфляция потребительских цен в Турции за июль достигла 80%, поэтому снижение процентной ставки выглядит рискованным шагом, так как может увеличить инфляционные ожидания и привести в итоге страну к гиперинфляции, что, безусловно, будет негативно влиять на экономический рост. Но это не первый прецедент в мире, когда при растущей инфляции центральный банк вместо повышения процентных ставок их, наоборот, понижает, говорит Мильчакова.

В Турции, по-видимому, считают рост инфляции временным явлением, при этом вызванным немонетарными факторами, поэтому ЦБ Турции считает себя обязанным в первую очередь поддерживать производство, а не финансовые рынки, поясняет аналитик. Возможно, что в текущем году это не последнее снижение процентной ставки в Турции, раз уж регулятор намеревается поддерживать экономический рост, предполагает Мильчакова.

Благодаря излюбленной президентом сверхмягкой денежно-кредитной политике экономика в размере $800 млрд вырвалась вперед, когда вышла из пандемии, и продолжает расти одними из самых высоких темпов в двадцатке, пишет Bloomberg. Но центральный банк предупредил о "некоторой потере динамики экономической активности" в начале 3 квартала.

Турецкие политики следуют решимости Эрдогана максимально снизить стоимость заимствований, поскольку до выборов осталось меньше года, хотя скачки цен становятся серьезной угрозой для популярности турецкого лидера.

Центральный банк пересмотрел прогноз инфляции на этот год в сторону повышения почти на 18 процентных пунктов и теперь прогнозирует инфляцию на конец года на уровне 60%, что в 12 раз выше целевого показателя, с пиком около 85%, ожидаемым в ближайшие месяцы.

"Мы вполне можем увидеть дополнительные меры для поддержания избирательной политики роста кредита, поддержки роста валютных резервов, увеличения спроса на активы в лирах и отклонения спроса на валюту в предстоящий период", - говорится в заметке аналитиков ING Bank AS.

Приоритетом номер один для Эрдогана является экономический рост, а не ценовая стабильность, предполагает Эмре Акчакмак, старший консультант East Capital. "Обычно это происходит, когда электоромика выходит на первый план. Усилия потрачены на то, чтобы перейти из точки А в точку Б (т. е. во время выборов), но нужна осторожность, поскольку чрезмерное растяжение системы может в конечном итоге привести к поломке", - отмечает консультант.

Турецкий Центробанк сейчас потерял самостоятельность, подчиняясь воле политических властей страны. А те, в свою очередь, делают упор на то, чтобы путем снижения кредитной ставки создать комфортные условия для кредитования местного бизнеса. В итоге, чем ниже идет ставка, тем слабее торгуется национальная валюта, тем выше становятся цены на импорт и общая инфляция в стране, считает Александр Потавин, аналитик ФГ "Финам".

Антон Весенний, автор Telegram-канала "Ленивый инвестор", тоже считает, что проблема турецкого регулятора - в авторитарной власти президента Эрдогана, который за последние годы сменил несколько глав ЦБ за несогласие с его убеждением: "С экономическим спадом нужно бороться повышением доступности кредитов, через снижение ставки". Такой энтузиазм человека, явно далекого от экономики, но облеченного верховной властью, оборачивается обесцениванием национальной валюты и снижением реальных доходов населения.

Как отразилось снижение ставки на лире?

Внезапное возобновление монетарного смягчения подвергает риску лиру, одну из худших мировых валют в этом году. Валюта ослабла на 1% до 18,1394 за доллар США, упав до самого низкого уровня с 20 декабря, а потом лира укрепилась.

Главной причиной падения курса лиры и разгона инфляции в Турции экономисты называют неадекватное понижение процентной ставки турецким Центробанком. Такие решения о снижении ставки идут в разрез с общемировой практикой борьбы с инфляцией и ослаблением национальной валюты: регуляторы других стран повышают ставки для сдерживания цен, а не снижают их. За 5 лет такой политики лира потеряла к доллару более 80%.

Нет сомнений в том, что в самое ближайшее время курс лиры продолжит слабеть, и мы увидим USD/TRY на 18,4 – примерно там был ценовой максимум по курсу доллара к лире, показанный ранее в конце 2021 года, говорит Потавин. До тех пор, пока ЦБ Турции не прекратит практику снижения ставок на фоне роста цен, курс лиры будет продолжать слабеть, считает аналитик.

"Лира по-прежнему находится под жестким управлением посредством прямых и косвенных интервенций, а иностранцы в основном остаются в стороне с 2018 года. Летние рынки, иностранные потоки из дружественных стран (в последнее время из России и Саудовской Аравии) плюс туристический сезон, приносящий свежую твердую валюту в Турцию, возможно, помогли ЦБРТ удержать курс USD/TRY, избежав решительного прорыва выше отметки 18", - говорит Кристиан Маджио, руководитель отдела портфельной стратегии TD Securities.

ЦБРТ, безусловно, будет сопротивляться падению лиры, ставя на карту больше денег. Это означает, что необходимо внимательно следить за динамикой ежедневных своп-аукционов ЦБРТ, а также за другими инструментами поддержки лиры, рекомендует Маджио.

Ник Штадтмиллер, директор по EM в Medley Global Advisors считает, что у ЦБРТ есть достаточно возможностей, чтобы продолжать сочетание низких ставок и устойчивых валютных интервенций, чтобы замедлить падение лиры. Чем дольше они будут поддерживать это сочетание, тем больше будет накапливаться макроэкономический дисбаланс. "Но пока они могут поддерживать эту политику. Я думаю, у них есть возможность продолжить это до конца года и, возможно, до середины следующего года", - считает Штадтмиллер.

Ждем новых данных по инфляции - они, почти уверен Весенний, - побьют рекорды. Это может заставить власти развернуть или по крайней мере приостановить курс на борьбу с ростом цен разогревом рынка кредитования. Дешевая лира действительно помогает турецкой промышленности и с/х производству конкурировать на мировых рынках, но результаты неизбежно обесцениваются.

Если курс доллара к лире пробьет вверх текущие уровни, доллар может вырасти до 18,7-19 лир в ближайший месяц, считает Мильчакова. Оно говорит, что падение лиры может остановиться, если доллар опустится до 17,7-17,8 лир.

Для России ситуация важна тем, что лира вошла в число дружественных валют, в которых растет товарооборот. Не исключено и участие лиры в новом бюджетном правиле при наполнении ФНБ с 2023 года. Хотя мне такое решение показалось бы слишком экстравагантным, подытожил Весенний.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter